Вообще жанр встречи предполагал, что Михаил Юрьевич ответит на вопросы молодых учителей: и на те, что были переданы ему заранее, и на те, что прозвучат непосредственно в ходе разговора. Поначалу так и было. Михаил Тихонов довольно подробно рассказал о том, какие изменения предполагаются в области профессионального педагогического образования - о бакалавриате и магистратуре, о том, что предполагается введение прикладного бакалавриата, которое коснется в основном педагогических колледжей, о том, где смогут работать выпускники вузов и колледжей. Однако из всего сказанного молодых больше всего заинтересовало то, что выпускники педколледжей, имеющие дипломы с высокими оценками, могут быть приняты на второй-третий курс городских педагогических вузов и продолжать там учебу, чтобы повысить уровень своего профессионального образования.

Довольно подробное описание изменений в высшем образовании завершилось размышлениями Михаила Юрьевича о том, что сегодня, как никогда, требуется учитель высокой квалификации. Отметив, что в мире развиваются две тенденции - в одних странах трудно поступить, чтобы получить педагогическое образование, но потом сравнительно легко найти хорошо оплачиваемую и престижную работу; в других, наоборот, - нетрудно получить такое образование, но трудно найти работу в силу того, что соискателям необходимо пройти квалификационные испытания, доказать право на то, чтобы занять должность учителя и получать высокую зарплату, иметь социальные гарантии. Вот с этого момента и началась довольно оживленная дискуссия зала и президиума.

Молодые учителя тоже, как оказалось, хотели бы, чтобы их знания, полученные в вузе, способность преподавать и уже имеющийся опыт работы в школе, набранный во время годичных стажировок, вошедших в практику работы столичных педагогических вузов, оценивались при приеме на работу. Как потом будет отмечено в одной из записок, адресованных Михаилу Тихонову, дело все в том, что родители не всегда с полным доверием относятся к молодым наставникам их детей, и им нужно предъявлять нечто, что такую позицию изменит.

Дискуссия как раз развернулась вокруг того, как же оценивать подготовку молодого педагога. Кто-то предложил: давайте делать это с помощью своеобразного ЕГЭ. Но Тихонов высказал сомнение в правомерности и целесообразности этого, ведь даже тесты того ЕГЭ, что проверяют знания школьников, пока еще не так совершенны, как того хотелось бы. Другие считали, что нужно разработать критерии оценки, которые будут учитывать требования общества и государства. Но и тут у Тихонова нашлись вполне резонные замечания: все эти требования предъявляются к выпускнику педвуза на стадии государственной аттестации - при сдаче экзаменов и защите диплома, только тогда, когда он им соответствует, диплом и выдается. Другое дело, что молодому специалисту нужна определенная «доводка» в процессе работы в реальной школе или в реальном ДОУ.

На этой ноте развернулся разговор вокруг еще одной весьма актуальной темы: как молодому педагогу после окончания вуза найти себе место в реальной школе, потому что в ДОУ, число которых год от года прибавляется, места для молодых пока еще есть. Разговор о трудоустройстве молодых педагогов весьма актуален. Трудно себе представить, что еще несколько лет назад в столичных школах были сотни вакансий. Сегодня молодые приходят в учебное заведение, и выясняется: если они не учились в вузах по целевому набору, то места для них может и не оказаться. Вопросы из зала были и на этот счет: дескать, как Департамент образования намерен решать проблему омоложения кадров, ведь в московских школах пятая часть учителей - пенсионеры, которые из-за малого размера пенсий продолжают трудиться на ниве образования. У Михаила Тихонова на этот счет был очень определенный ответ. Ежегодно из системы образования уходят 6 тысяч учителей. Из них 3 тысячи при этом переходят из одного образовательного учреждения в другое. Другие 3 тысячи уходят из системы по семейным и другим причинам, вот эти три тысячи освобождающихся мест и компенсируют 2 тысячи выпускников педагогических вузов и тысяча выпускников педагогических колледжей. Кроме того, в Южном округе в порядке эксперимента ведется работа по переводу учителей-пенсионеров при нагрузке в девять часов на должности советников-наставников. Таким образом будет проявлено уважение к заслуженным людям, их опыт будет передаваться молодым, а молодые в свою очередь получат возможность полноценно трудиться на должностях учителей. Михаил Юрьевич посоветовал Северному округу ознакомиться с этим опытом. Как раз в Южном округе есть форма договора, и работа советников-наставников оплачивается за счет фонда накопления.

В разговор о том, как школы выбирают себе молодых педагогов, включилась хозяйка - директор Центра образования №1409, где проходила встреча с молодыми педагогами, председатель Совета директоров Северного округа Ирина Ильичева. Она рассказала, как этот выбор происходит в ее школе при конкурсе 10 человек на одно вакантное место. Директор оценивает портфолио молодого учителя, если он за время учебы участвовал в различных конкурсах, олимпиадах и прочих испытаниях, имеет внушительные победы на них, если у него красный диплом, то шансы такого молодого учителя на прием в школу весьма высоки. Наверное, поэтому, кстати, так хорошо работает этот Центр образования, пользуется таким большим авторитетом среди родителей, специалистов и коллег-педагогов.

Зал бурно реагировал на слова директора и предложил брать молодых педагогов на работу с испытательным сроком. На этот вопрос ответил Владимир Раздин. Во-первых, есть специфика школы: если через два месяца выясняется, что учитель не очень подходит школе, то кем же его среди года заменить, во-вторых, у молодого учителя есть свои права, и в течение трех лет работы его увольнять нельзя. Поэтому директора школ и педагогические коллективы любого молодого учителя в течение трех лет доводят до кондиции, и он становится настоящим профессионалом. Во многих школах (это уже рассказывали у микрофона в центре зала молодые учителя) с начинающими педагогами плотно работают психологи, которые поддерживают их, помогают решать возникающие проблемы, подключают к помощи молодым опытных педагогов. Не секрет, что проблемы возникают двух видов: налаживание дисциплины в классе и общение с семьями учеников. Тихонов дал свой совет по решению этих проблем: нужно налаживать общение и с теми, и другими, ни в коем случае не предпринимать деструктивные шаги. Конфликты мешают становлению профессионала-педагога, который при нормальном развитии отношений с педагогическим и ученическим коллективом, с родителями может показать свои лучшие преподавательские качества, а образовательное учреждение будет стимулировать его добросовестную и творческую работу.

Слово «стимулирование» вызвало тут же еще один весьма актуальный вопрос: перейдет ли Москва на новую отраслевую систему оплаты труда? Михаил Юрьевич не стал скрывать трудностей, связанных с этим вопросом. Дело в том, что переход на новую отраслевую систему оплаты труда был приурочен к 1 января 2010 года, но сегодняшняя экономическая ситуация, вероятно, не позволила бы это сделать, поэтому Москва отсрочила этот переход на год - до 1 января 2011 года. Надо сказать, что это весьма мудрое решение, поскольку переход требует весьма основательного увеличения фонда оплаты труда. В регионах, где такой переход уже состоялся, реальная зарплата учителей уменьшилась, поскольку у региональных бюджетов денег на необходимое увеличение фонда оплаты труда не нашлось. Многие пошли на сокращение должностей и ОУ, но кардинальным образом это проблемы перехода на новую систему оплаты труда в образовании не решило. Москва, по итогам мониторинга, проведенного ЦК Профсоюза работников народного образования и науки по методикам Министерства здравоохранения и социального развития, в России лидирует по уровню зарплаты учителей, приближающемуся в среднем к 30 тысячам рублей в месяц. Позволить себе ухудшить положение столичных педагогов Правительство Москвы не может и не хочет, поэтому мудрое решение об отсрочке введения новой отраслевой системы оплаты труда в образовании и было принято на уровне города.

Тут же из зала последовал вопрос: а в каких конкурсах и зачем могут участвовать те молодые педагоги, что уже работают в школах? На это Михаил Юрьевич дал довольно подробный ответ. Давно уже всем известно, что есть профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». В этом году у конкурса были две номинации: для студентов педагогических вузов, уже работающих в ОУ, - «Педагогический дебют», для молодых специалистов - «Молодой учитель». Конкурс в этих двух номинациях был очень интересным, конкурсанты показали высокий уровень подготовки. Победители получили дипломы и призы. Победители городского конкурса «Учитель года Москвы» становятся обладателями грантов Правительства Москвы, победители окружных этапов этого конкурса награждаются премиями и грантами округов, то есть осуществляется материальная поддержка тех, кто решился продемонстрировать свой уровень профессионального мастерства. Но, особо подчеркнул Михаил Тихонов, у победителей и призеров конкурса есть возможность карьерного роста, многие из них потом становятся директорами образовательных учреждений, занимают солидные должности в окружных методических центрах, окружных управлениях образования. (Кстати, среди 33 финалистов конкурса «Учитель года» часть учителей имеют дипломы непедагогических вузов, это говорит об их хорошей предметной подготовке и о том, что повышение квалификации и переподготовка помогли им стать хорошими учителями в столичной системе образования.)

Карьерные перспективы тут же заинтересовали зал: Тихонова спросили, могут ли молодые специалисты занимать руководящие должности уже сейчас. Михаил Юрьевич привел статистику: в московских школах 20% заместителей директоров по воспитательной работе - молодые педагоги со стажем работы до 5 лет, 5% - заместители директоров по безопасности и социальным вопросам. Тихонов подчеркнул: Департамент образования и окружные управления образования в принципе считают советы молодых педагогов кадровым резервом.

Целая серия вопросов была связана с тем, возможны ли стажировки учителей иностранного языка за рубежом, учеба в аспирантуре, инновационная деятельность с первых же шагов работы молодого учителя в образовательном учреждении. О стажировках разговор был коротким: никто не против, вот только где деньги на это взять. Тихонов посоветовал использовать договоры о сотрудничестве, которые есть у каждого округа (в том числе и у Северного), с ближним и дальним зарубежьем - тут возможны обмены учителями. Раздин в ответ на высказывание молодых учителей, что они готовы и сами оплатить свои стажировки, посоветовал устраивать такие поездки в каникулы, чтобы школы не ломали голову, как заменить уроки уехавших. Что касается аспирантуры, то, по словам Тихонова, у молодых московских педагогов есть хорошие перспективы для учебы в аспирантурах московских городских педагогических вузов. Как доктор наук и профессор, Михаил Юрьевич особо отметил, что заниматься научной работой нужно обязательно, так как это сильно повышает профессиональный уровень педагога, а это особенно важно при переходе к профильному обучению, которым сегодня серьезно занимается столичная система образования. Инновационная деятельность, без всяких вопросов, тоже архиважна для молодой педагогической поросли. В качестве примера Михаил Тихонов привел «Ярмарку педагогических инноваций», в рамках которой молодые воспитатели ДОУ создали такую яркую мозаику самых различных инновационных методик, методов, технологий, что она заинтересовала на только педагогов, но и родителей, которые стали активными участниками освоения таких новаций.

Один из серьезнейших вопросов, поступивших от молодых учителей, был, конечно, о том, каким будет 2010 год, объявленный Годом учителя. Михаил Юрьевич сообщил, что в департаменте создана рабочая группа, которая предложит программу этого замечательного года. Разработчики программы будут соблюдать изначально два принципа. Первый - программа Года учителя будет касаться всех работников системы образования. Второй - программа должна быть такой, чтобы любой работник системы образования почувствовал, как реально к лучшему меняется его жизнь.

В конце встречи Михаил Тихонов особо подчеркнул, чего не должен делать учитель ни при каких обстоятельствах - собирать наличные деньги с родителей и учеников, ставить появление программ обучения в зависимость от конкретных размеров родительского кошелька, нарушать законы РФ (и не только Закон «Об образовании»). Зато учитель может пополнять свои знания и совершенствоваться в профессии. Призывы молодых коллег проверять их знания и убеждаться в том, что они широки и глубоки, заставили Михаила Юрьевича все же устроить некоторое испытание для участников встречи. И если на один из заданных вопросов: «Какие реформы Ломоносова в области русской словесности были под стать реформам Петра?» молодые учителя ответить при помощи Тихонова все-таки смогли, то на второй вопрос: «Почему синус, косинус, тангенс и котангенс получили такие названия?» полностью ответить не смог никто. Поэтому Михаил Юрьевич пожелал юным педагогам - учителям математики, физики, информатики - обсудить это в своей профессиональной среде.

Надо отметить, что вместе с Михаилом Тихоновым на встрече с педагогами Северного округа успешно работала команда Управления государственной службы и кадров Департамента образования. На вопросы учителей отвечали Галина Кадулина, Татьяна Фетисова и другие специалисты управления.