- В сегодняшней школе есть человек, который может заниматься ученическим самоуправлением, - это вожатый. Заместитель директора по воспитательной работе имеет много других обязанностей. У классных руководителей, в основном учителей-предметников, большая нагрузка. В такой ситуации на первый план выходит вожатый!

Сегодня проблема с вожатыми стоит очень остро, как по финансированию, так и по статусу. У вожатых невысокая заработная плата, им не идет педагогический стаж. Молодежь не хочет работать в школе. Многие директора школ используют ставку вожатого для доплаты другим педагогам. Можно ли с этим что-то сделать?

- Вопрос очень хороший, спасибо. Единственное, я не полностью соглашусь с выводами о том, что органами ученического самоуправления в школе занимаются только вожатые. В школах есть разные подходы к организации деятельности ученического самоуправления. У нас есть школы, где органами самоуправления занимается непосредственно директор. Я считаю, что прежде всего этим должен заниматься заместитель директора по воспитательной работе. Это связано с тем, что органы ученического самоуправления - составная часть системы воспитательной работы школы. Если мы говорим о ставке пионерского вожатого, то тут никаких вопросов нет: все определено в штатном расписании школы, оплата идет в соответствии с должностными обязанностями. Если мы говорим о педагогическом стаже, то должность пионервожатого не входит в реестр педагогических специальностей, по которым идет педагогический стаж. Я сама начинала работу в школе с должности старшей пионерской вожатой, через год работы уже вела часы, хотя училась в это время на вечернем отделении педагогического института. Мы прекрасно понимаем: для того, чтобы стать настоящим учителем, воспитателем, вожатый должен окунуться в учебную педагогическую деятельность. Не случайно у нас даже директор имеет учебную нагрузку. Поэтому, если старший вожатый ведет часы, у него идет педагогический стаж.

Существует проблема, когда на должность пионерского вожатого нет отдельного специалиста и ставку распределяют по разным сотрудникам школы. Хорошо, если все это идет на воспитательную работу, а ведь часто бывает так, что и на другие школьные нужды.

Это неправильно. Сейчас в ходе ревизий по финансово-хозяйственной деятельности школ в обязательном порядке на это обращается внимание, отмечается в акте и директору указывают на то, что эта ставка должна быть использована по назначению. Директор определяет штатное расписание в школе и несет за это ответственность. Линия департамента - во всех школах сегодня должны быть не только ставки вожатых, но и сами вожатые.

- Осенью 2008 года представителей всех лицеев нашего округа собирали на слет «Лицейское братство». Там мы провели 3 очень интересных творческих дня. Будут ли подобные слеты проводиться среди всех лицеев Москвы? Можно ли надеяться, что Москва станет инициатором Всероссийского слета?

- Очень хорошо, что в Северном округе организовали такой слет. Департаменту образования следует идти по такому же пути. За все время моей деятельности на посту руководителя МДО не поступило от учащихся ни одной инициативы, которую бы меня просили поддержать. Между тем департамент готов рассмотреть ваши предложения. Давайте посмотрим, что есть интересного в округах, ведь есть свои особенности, свои традиции в жизни каждого округа. Это не значит, что любая инициатива округа должна быть реализована в рамках города.

Но вот идея проведения слета «Лицейское братство» в рамках города достойна поддержки Департамента образования. Стоит подумать, чтобы возрождались не только лицеи, но и те традиции, которые закладывались лицеистами в период становления первых лицеев.

Я дам поручение, чтобы проработать это предложение.

- Из ваших публичных заявлений понятно, что система самоуправления нужна, но возможно ли, чтобы решения учащихся принимались к исполнению администрацией школ?

- Во-первых, зачем нужны органы ученического самоуправления? Органы ученического самоуправления должны быть в школе. Но после того, как не стало пионерской и комсомольской организаций, начали создаваться общественные объединения, которые потом формировались в организации, и 75% руководителей этих организаций - в первую очередь педагоги.

Во-вторых, располагаются эти организации в учреждениях дополнительного образования и школах.

Параллельно с этим внутри школы стали происходить процессы по созданию детских общественных организаций. Абсолютное большинство наших школьников тянутся к конструктивным действиям. К сожалению, СМИ показывают чаще всего негативные факты, а вот когда у нас проводятся акции полезных дел, это мало кого интересует!

Когда мы говорим: «органы ученического самоуправления», то предполагаются разные формы: и республики, и парламенты, и вече, то есть различные формы органов ученического самоуправления - это детские общественные объединения.

В решении каких вопросов органы ученического самоуправления должны принимать участие, а в каких нет?

Существует мнение, что если органы ученического самоуправления находятся в школе, то они подчиняются директору школы и уже не могут быть общественным объединением. Я с этим не согласна.

Сегодня в Москве существует детское общественное движение, у которого два «крыла».

Одно «крыло» - детские общественные объединения: патриотические, экологические, скаутские, пионерские и многие другие, где бы они ни были расположены.

Второе «крыло» - органы ученического самоуправления, которые на 80% представлены в форме общественных объединений.

Орган ученического самоуправления должен работать в союзе с директором школы. Очень важно, чтобы директор школы видел роль детей в решении всех школьных вопросов. Для того чтобы школа успешно работала, необходимо взаимодействие трех составляющих: педагогического коллектива, родительской общественности и учащихся. Когда будет взаимодействие этих трех составляющих, тогда и проблем в школе будет меньше.

Руководит деятельностью школы совет школы. Предложения, поступающие от органов ученического самоуправления, обсуждаются на этом совете и принимаются для решения.

- Мы недавно были на конференции, в которой принимали участие детские общественные объединение, и узнали, что в Москве создается содружество детских общественных объединений. Как к этому относится Департамент образования и как он будет сотрудничать с детскими объединениями, которые существуют в школах?

- В городе существует координационный Совет по детскому движению, который возглавляет первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова, я - член этого координационного Совета. Действительно, будет проведена учредительная конференция по созданию ассоциации. Предполагается, что в эту ассоциацию могут входить пока только юридические лица.

Я к этому решению отношусь очень положительно. Наступило время, когда детским общественным объединениям нужно консолидироваться для решения общих задач.

Идет процесс юридического оформления Ассоциации органов ученического самоуправления. В нее смогут войти детские общественные объединения как юридическое лицо, со своим уставом, но не противоречащим целям и задачам той ассоциации, которая будет создана.

- Когда будет создана ассоциация ученических советов, как она будет финансироваться?

- Сегодня все общественные объединения прямого финансирования не имеют. Они, как правило, принимают участие в различных конкурсах и, выиграв некоторые средства, реализуют их в своих конкретных проектах.

Мы прекрасно понимаем, что детские общественные объединения без государственной поддержки не будут никогда существовать. Но формы государственной поддержки бывают разные. Это не обязательно прямое финансирование. У общественной организации должно быть помещение, где эта организация работает. Допустим, общественной организации предоставлена возможность работать в учреждении дополнительного образования, и это уже государственная поддержка.

В городском Дворце творчества работают лидеры детских общественных объединений. Одна из функций, которая у них есть, - работа с органами ученического самоуправления. Государство платит им за эту работу, и это тоже государственная поддержка.

Департамент образования проводит многие акции, мероприятия. Органы ученического самоуправления могут поработать на подряде с той организацией, которая выигрывает конкурс на проведение того или иного мероприятия.

На сегодняшний день пока таким образом выглядит форма государственной поддержки.

Общественной организации необходима юридическая регистрация. Наличие такой регистрации дает право руководителям вместе с детьми сегодня искать возможности, где и как получить финансовую поддержку. Мы тоже регистрировали нашу ассоциацию в Минюсте, чтобы принять участие в каком-то конкурсе.

- Мы слышали, что абитуриентам, поступающим на вечернее и заочное отделение российских вузов, не нужно сдавать ЕГЭ. Не приведет ли это к увеличению студентов, которые в дальнейшем не смогут стать хорошими специалистами?

- Поступление без ЕГЭ на вечернее и заочное отделение касается выпускников прошлых лет, тех, кто получил среднее образование до 1 января 2009 года. Поэтому к выпускникам этого года это не относится.

Относительно качества образования скажу так: студент может окончить дневное отделение и быть плохим специалистом, а может окончить заочное отделение и быть отличным специалистом.

Сегодня люди с ограниченными возможностями здоровья получают в нашем Московском городском психолого-педагогическом университете высшее образование в дистантной форме, и на этих специалистов очень большой спрос.

Качество образования зависит не от формы обучения, а от того, как студент относится к учебе. Самая главная задача - научить учиться, ведь все очень индивидуально.

- Считаете ли вы проведение акций против употребления психоактивных веществ эффективным средством для отказа от вредных привычек?

- Подобные акции у нас проводятся во многих округах. Все, что связано с акциями против употребления наркотиков, табакокурения, мы должны очень четко продумывать. К сожалению, когда они проходят массово, есть риск для привлечения распространителей наркотиков. После проведения таких массовых акций мы порой получаем совершенно противоположные действия.

Затронутая тема вредных привычек очень актуальна. Недавно Юрий Лужков проводил заседание штаба по игорному бизнесу: с 1 июля по закону все эти заведения должны прекратить свое существование, но не так легко решить эту проблему, как кажется. Все владельцы игорного бизнеса переориентируют свою деятельность в сферу Интернета. Это говорит о том, что молодежь, особенно старшеклассники, будут втянуты в эту зависимость. Мы должны над этой темой очень серьезно работать. Я прошу органы ученического самоуправления подумать над этим. Насчет табакокурения есть исследования ученых, которые говорят о том, что значительное число подростков, которые уже подвержены наркозависимости, начинали с табакокурения.

Один печальный факт - сегодня курящих девочек гораздо больше, чем мальчиков, а ведь их здоровье - здоровье будущего поколения.

Давайте подумаем вместе о всевозможных акциях на тему борьбы с вредными привычками. Если вы сами не приступите к рассмотрению этой темы, никто из взрослых за вас это не сделает.

- После школы я бы хотел поступить в педагогический вуз. Что делается для повышения престижа профессии учителя?

- Нам отрадно отметить, что те ребята, которые оканчивают педагогические вузы Правительства Москвы, действительно приходят работать в школы.

Указом Президента Российской Федерации 2010 год объявлен Годом учителя. Департамент образования сейчас приступил к разработке плана действий на следующий год. На заседании Правительства Москвы в декабре мы должны будем представлять этот план. Я хотела бы пригласить и вас подумать над тем, какие предложения вы могли бы внести. За последние годы Правительством Москвы сделано достаточно много в поддержку московского учительства. Зарплата учителя сегодня гораздо выше зарплаты учителей в любом другом регионе Российской Федерации. В 2009 году планируется два раза повышать зарплату учителям. Сегодня средняя зарплата учителя в Москве составляет 30000 рублей. Конечно, для такого мегаполиса, как Москва, нужно было бы зарплату иметь гораздо больше.

Но мы прекрасно понимаем, что престиж учителя это не только его заработная плата, но и то, как к нему относятся в обществе. Поэтому меры, которые мы предлагаем на рассмотрение Правительству Москвы, будут связаны с повышением статуса учителя через различные формы.

- В чем, на ваш взгляд, преимущества сдачи экзамена в форме ЕГЭ?

- Вопрос, конечно, очень непростой. Ради чего вводилась такая форма итоговой аттестации? Первая причина заключалась в том, чтобы выпускники школ не сдавали экзамены два раза: выпускной и вступительный. Результаты ЕГЭ засчитываются как итоговая аттестация и как вступительные экзамены.

Следующая задача, которую решает ЕГЭ, - дать возможность поступления сразу в несколько вузов. Копию сертификата ЕГЭ можно предоставить в несколько учебных заведений одновременно, а затем уже определиться с выбором учебного заведения для дальнейшего образования. Еще один момент, который бы я хотела отметить: Россия - огромная страна. Для человека, проживающего в отдаленных регионах, предоставляется возможность подать документы в московские вузы, не приезжая в Москву. Лететь из Хабаровска в Москву, не имея здесь родственников, сдавать вступительный экзамен, не поступить, а потом еще и лететь обратно, это, естественно, огромные затраты и средства. Система ЕГЭ позволяет решить эти проблемы.

Еще есть одна важная тема: много проблем для поступления выпускников школ в вузы возникает по причине большого разрыва между программами вступительных экзаменов и тем, что преподают в школе. В то время, когда я сама оканчивала школу, достаточно было нормально учиться в школе, чтобы поступить в вуз без дополнительных занятий. Свои предложения по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ мы подавали в Рособрнадзор в прошлом году. Из одного из последних интервью руководителя Рособрнадзора я узнала о том, что сейчас Московский институт открытого образования под руководством Алексея Семенова работает над новыми контрольно-измерительными материалами по математике. Насколько они могут быть учтены в этом году, мы пока сказать не можем, так как пока не видели нынешних КИМов ЕГЭ.

В Москве уже прошли пробные экзамены, шкала остается 100-балльная, одно из отличий этого года от предыдущего - не будет перевода балльной системы в оценки. Если ученик справляется с ЕГЭ, проходит минимальный порог, который будет установлен, то независимо от того, как он прошел этот минимальный порог, ему выставляется положительная школьная оценка. Все остальные баллы ему нужны будут для поступления в вуз.

Если говорить об общих задачах, то они решены. Но, с другой стороны, мы видим много проблем, над которыми нам предстоит потрудиться. Департамент образования и его структурные подразделения достаточно активно работают над этим.

- Я принимал участие в конкурсе «Если бы я был главой управы» и понял, как сложно быть главой управы.

Что для вас, Ольга Николаевна, самое трудное в вашей работе как руководителя?

- Этот конкурс был в свое время инициирован префектом ЮВАО Владимиром Зотовым. Сначала они начали проводить его у себя в округе, а потом конкурс уже принял масштабы города. Ребята активно включаются в общественно значимую деятельность, предлагают решения, значимые для округа.

У меня даже теперь появилась мысль о создании конкурса «Если бы я был руководителем Департамента образования Москвы».

Что самое трудное для меня? Нехватка времени. С одной стороны, чтобы быть на острие времени, нужно много читать. И не только прочитать, но потом еще и с коллегами обсудить. Один из основных видов моей деятельности как руководителя - это всевозможные совещания. Полдня по Москве проездишь - и ничего не сделано.

Стараюсь встречаться с разными людьми, стараюсь привлечь к себе союзников, чтобы успеть многое сделать максимально.

- Хотим поблагодарить вас за лагерь актива.

Можно ли сделать лагерь круглогодичным? Планируется ли там строительство крытого спортивного комплекса?

Мы хотели бы пригласить вас и начальников окружных управлений образования к нам летом.

- Проще всего мне ответить на последнюю часть вашего вопроса - на приглашение приехать. Я действительно обещала приехать, но до сих пор это не получилось.

То, что мы не построим там сегодня и даже, наверное, завтра новый спортивный корпус, это на самом деле так. Но это вопрос, который нужно прорабатывать, в перспективе это нужно делать. А вот по поводу круглогодичности нам нужно посмотреть, как решать эти вопросы, мы их возьмем на проработку.

- На телевидении сегодня очень мало развивающих передач. Мне неинтересно смотреть сериалы, смысл которых мне совершенно не понятен. Можно ли создать программу для моих сверстников, которая бы заинтересовала нас и была бы для нас значима?

- Я с вами полностью согласна. Пока, к сожалению, коренным образом не удается перестроить наши каналы. У московского правительства есть канал «Доверие». Там появляются сейчас новые интересные программы, правда, вот молодежные почему-то показывают только ближе к 12 ночи. Наверное, поздновато все-таки. У нас так, либо инвалидам - в 6 утра, либо для молодежи - в 12.

Мы сейчас вносим наши предложения на канал «Доверие».

Что-то сейчас принимают, что-то внедряют.

- В среднем звене на изучение русского языка отводится 4 часа, а в старших классах 2. Достаточное ли количество часов в программе на изучение русского языка для сдачи ЕГЭ?

- Если посмотреть базисный план города Москвы, он отличается от базисного плана других субъектов Российской Федерации тем, что, именно в Москве много лет назад в 10-11-х классах был введен русский язык как отдельно изучаемый предмет.

Ранее изучение русского языка заканчивалось в 9-м классе. В федеральном учебном плане так и осталось. В московском базисном плане введены часы русского языка в старших классах. Но за счет увеличения часов в старшем звене по русскому языку нам не удается все-таки обеспечить общий объем часовой нагрузки на изучение русского языка для того, чтобы мы могли качественно подготовиться к ЕГЭ.

- Я хотела бы получить второе высшее образование, нужно ли сдавать ЕГЭ?

- Нет не нужно.

- Какова позиция Департамента образования по отношению к системе ученического самоуправления?

- Департамент образования поддерживает развитие органов ученического самоуправления.

В этом учебном году мы воссоздали школу вожатых. Это такие семинары, которые проводятся на базе городского Дворца творчества. Сейчас на уровне города мы проводим встречи с организаторами внеклассной работы, зам. директора по воспитательной работе, вожатыми. Это нужно для того, чтобы позицию Департамента образования доносить до уровня школ.

- Какие кружки и секции посещали вы?

- Я посещала кружок бальных танцев в школе. Кстати, он был платным. Мы тогда ходили на эти занятия всем классом.

Мы же сегодня ставим задачу для всех школ, учреждений дополнительного образования расширять бесплатные кружки и секции на базе наших учреждений. Мы четко отслеживаем тенденции, которые происходят в городе, смотрим, есть ли отток из платных кружков и секций. Пока резких действий не происходит, Москва в этом плане живет достаточно спокойно. Начальникам окружных управлений образования в рамках подготовки к началу учебного года поставлена задача расширить сеть секций и кружков на бесплатной основе на базе наших школ и учреждений дополнительного образования.

- Может ли городской совет рассчитывать на встречу с вами?

- Конечно.

- Органы ученического самоуправления у нас работают c 1998 года, и за время их существования мы сделали немало добрых и интересных дел. Какие надежды вы, Ольга Николаевна, возлагаете на нас и каких результатов ожидаете?

- Большие. На самом деле я бы хотела, чтобы мы на нашей встрече могли обсудить то, что мы все вместе сделали. Не стоит растекаться по всем направлениям. Нужно выбрать ключевые точки, которые могут поднять воспитательную работу на достойный уровень.

Я считаю, что мы, взрослые, до конца еще не используем потенциал органов ученического самоуправления, хотя должны быть партнерами.

- Какие сейчас есть инновации в системе образования?

- Наверное, педагогическая деятельность - самая инновационная, именно в этой области много инновационных направлений. Одно из инновационных направлений в образовании - информатизация образовательного процесса. К сожалению, пока у нас не во всех школах преподаватели активно используют информационные технологии. От чего это зависит? Конечно, от каждого конкретного человека. Сегодня само время требует от нас использования совершенно новых подходов в образовательной сфере.

- У нас много талантливой творческой молодежи, которая активно сегодня работает по технологии социального проектирования, поднимая проблемы экологии, добровольчества, милосердия. Не пора ли провести общий городской конкурс социальных проектов?

- В прошлом учебном году я была в Центральном округе на защите интересного проекта. По социальным проектам учащиеся ЦАО сделали очень хорошее предложение. В следующем году на выставке научно-технического творчества мы сделаем большой раздел «Социальные проекты школьников».

Более того, на эту выставку мы обязательно пригласим членов Правительства города Москвы, руководителей соответствующих департаментов, комитетов, руководителей разных организаций.

У нас, действительно, есть очень интересные наработки, которые могут быть реализованы в реальной жизни нашего города Москвы.

- Что вы думаете о межнациональных конфликтах?

- В решении задачи по предотвращению межнациональной розни и конфликтов школе отводится особое место. Я считаю, что воспитанию толерантности среди учащихся, формированию уважительного отношения к другим национальностям в школе должно уделяться большое значение, должна проводиться активная работа. Например, в прошлом учебном году мы провели большой форум «Мы - разные, в этом наше богатство. Мы - вместе, в этом наша сила». В московских школах проводится очень интересная работа по интернациональному воспитанию, по формированию позитивного отношения к традициям разных наций и народностей, к их вероисповеданию. К сожалению, не всегда эти мероприятия имеют положительный эффект.

Давайте вместе с органами ученического самоуправления подумаем, как нам в городе развернуть проблему воспитания толерантности, какие можно найти подходы в решении этого вопроса. Мы открыты для обсуждения этой темы.

Я считаю, что для решения этой задачи нам нужно объединить усилия школы, семьи, общественности для проведения совместных акций. Тогда мы сможем многое. Сегодня мы с вами обсудили многие вопросы, но и многие вопросы остались за «скобками».

Для того чтобы сделать наши встречи регулярными, нам нужно конкретно наметить какие-то дела и действия. Хочу вас всех поблагодарить за интересные вопросы.