Пять лет назад в ЦАО начало активно развиваться инклюзивное образование, возникла необходимость в обучении, а отечественного опыта по этому вопросу не было. Стажировки педагогов и руководителей 47 образовательных учреждений в Англии, Норвегии, Германии, США, Белоруссии и других странах дали богатый материал для осмысления. Методическая служба вместе с педагогами перерабатывала материалы и опыт применительно к нашей реальной практике, таким образом, в округе сложились подходы и концептуальное видение организации инклюзивного образования.

Несмотря на отсутствие полноценной нормативной базы на государственном уровне, прежде всего были изучены те законы и подзаконные акты, которые регламентируют организацию деятельности системы образования по отношению к детям с особыми потребностями в обучении.

Закон об образовании оставляет за образовательным учреждением право выбора программ как общеобразовательных, так и коррекционных, но реализация одновременно двух программ для учителя невозможна. То есть необходима их интеграция. Таким образом, инклюзия диктует собственные требования к организации учебного процесса.

Понимая, что объект деятельности методической службы - профессионализм учителя, к которому инклюзия предъявляет особые требования, остановлюсь подробнее на тех направлениях и путях организации методической службы, которые сегодня реализуются и поиск которых ведется в округе.

В ЦАО традиционно велась и ведется серьезная работа по формированию толерантности в рамках экспериментальной деятельности в 93 образовательных учреждениях. Формирование толерантных установок всех участников образовательного процесса в инклюзивной школе - первая проблема. Сегодня можно сказать, что руководители, педагоги, родители и учащиеся этих школ обладают высоким уровнем толерантности, чему в немалой степени способствовали специальные тренинги, занятия и кадровая политика руководителей. Методический центр подбирает педагогов для работы в этих школах. Тем не менее, если говорить о праве ребенка и его родителей выбирать любое образовательное учреждение, мы видим свою задачу в формировании готовности каждого образовательного учреждения принять особого ребенка.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - это многоаспектный вопрос; инклюзия диктует новые требования к уровню профессионализма учителя. Учитель сегодня становится основной фигурой в деле информирования населения по вопросам инклюзии, а следовательно, должен обладать достаточным объемом знаний в области психологии для работы, в том числе и со взрослыми людьми. Для решения этой задачи методический центр создал и поддерживает сайт психологической службы. На нем представлены нормативно-правовая база коррекционного и инклюзивного образования, библиотека программ и методик, форум для родителей, педагогов и психологов, система новостей. Педагог в инклюзивной школе должен обладать знаниями в области современных образовательных технологий, владеть методами и приемами организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода, владеть способами организации продуктивной деятельности учащихся не только на уроках изо, технологии и во внеурочной деятельности, но и на уроках по основным предметам. Например, управление образования ЦАО и методическая служба организовали постоянно действующий практикум-семинар для всех учителей школ в дошкольных учреждениях округа. 26 марта 2009 года в ДОУ прошел единый день продуктивной деятельности для всех учителей ЦАО, набирающих детей в первый класс в новом учебном году. Сегодня в инклюзивных учреждениях широко представлены такие виды продуктивной деятельности, как:

- лего-конструирование;

- бумагопластика;

- лепка;

- керамика;

- деревообработка;

- изготовление кукол;

- роспись по дереву.

Особые дети активно включены в эту деятельность, а результаты совместного творчества ежегодно демонстрируются в выставочном зале «На Солянке», на Сорочинской ярмарке, посвященной 20-летию Н.В.Гоголя.

Методический центр формирует сегодня электронную базу видеоуроков для инклюзивного образования - это не запись открытых уроков, а специально созданные видеомастер-классы, где представлены различные модели уроков с активным включением особых детей в учебный процесс. Мы формируем сборники сценариев уроков по математике, русскому языку, окружающему миру как пособия для повышения квалификации педагогов, работающих или планирующих свою работу в системе инклюзивного образования.

Еще один важный вопрос - ведение дневников наблюдения развития детей и классов в инклюзивной среде. Учителю трудно систематически описывать изменения в детском коллективе, анализировать их, обобщать и сравнивать с другими наблюдениями. Сегодня это тоже задача методистов.

Педагог сегодня должен владеть основами коррекционной педагогики. Система высшего педагогического образования нынче не предполагает получения студентом дополнительной специальности «учитель-дефектолог, педагог системы инклюзивного образования». В разработанном специалистами МГППУ проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусмотрена квалификация (степень) бакалавра с отдельным профилем «психология и педагогика инклюзивного образования», что позволит в перспективе принимать на работу в образовательные учреждения дипломированных специалистов в этой области, а методическому центру - формировать целевой набор педагогов на базе высшего педагогического образования на эту специальность.

Методическая служба округа определила для себя еще одно направление работы - консультирование методистами-дефектологами учителей начальных классов и учителей-предметников инклюзивных школ по вопросам эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями и максимального включения их в учебную деятельность нормативных детей. Найти таких специалистов оказалось непросто. Мы пригласили на работу кандидатов наук, преподавателей высшей школы, дефектологов и логопедов, имеющих опыт практической деятельности в системе общего образования. Это направление мы планируем расширять. Кроме того, у нас началось сотрудничество с дефектологическим факультетом Московского городского педагогического университета.

Постепенно мы пришли к выводу о необходимости создания комплексной мониторинговой службы в нашем методическом центре. Сегодня в научных работах достаточно хорошо описаны процессы, происходящие с особыми и нормативными детьми в инклюзивной среде, но нет серьезных исследований о том, что происходит с педагогами, как идет процесс социальной реабилитации родителей детей-инвалидов. Нет валидных измерителей динамики включенных детей и детей, обучающихся в специальных коррекционных школах. Методическая служба в этой связи определила задачу создания для этого системы мониторингов. Но это тонкий инструмент, и здесь необходима поддержка науки. Еще одно направление деятельности методической службы - работа двух педагогов в классе (дефектолога и учителя-предметника), как это предусмотрено в учебном плане для учителей информационных технологий и учителей-предметников. В инклюзивных школах сегодня развита система тьюторства, которая не в полной мере обеспечивает включение особых детей в обучение, а также подход, на наш взгляд, может способствовать росту эффективности учебного процесса, но это покажет практика. Для реализации этой задачи запланирована серия организационно-деятельностных игр для педагогов с целью сценирования таких уроков совместно с ресурсным центром «Тверской».

Система инклюзивного образования в Москве должна, на наш взгляд, иметь собственное лицо с опорой на ведущий опыт мировых лидеров, но и с учетом особенностей российской системы образования с его традиционно высоким уровнем базового образования для нормативных детей (перед нами задача сохранения этого уровня), а это возможно при построении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Здесь также важно учесть изменения в оценочной деятельности учителя. Совместно с центром «Тверской» и учителями-предметниками, опираясь на норвежский опыт, мы формируем подходы к качественной оценке развития учащихся инклюзивных школ через описание их личных достижений и сформированных общеучебных умений.

Развитие окружной системы образования, в том числе инклюзивного, предполагает поиск новых подходов в организации информационно-методического и организационно-методического сопровождения. Для этого в рамках реализации программы «Столичное образование-5» и окружной программы развития «Образование как ресурс повышения качества жизни населения» разработана и второй год довольно сложно реализуется новая модель методической службы округа. Что такое инклюзивная среда, наши специалисты знают не понаслышке. В этом году я приняла на работу двух особых специалистов, это молодые люди с педагогическим образованием.

В методическом центре созданы крупные группы подразделений, в задачи которых входит методическое сопровождение системы образования, в том числе инклюзивного. Это задача оптимизации службы. Центр психолого-педагогических технологий занимается вопросами методической поддержки психологов, социальных педагогов, дефектологов, учителей, работающих в инклюзивной среде, специалистов психолого-педагогических центров, поддерживает сайт. Центр информационных технологий обеспечивает информатизацию образовательного процесса в инклюзивных школах. Обучение в ЦИТе прошли 86% педагогов этих образовательных учреждений. Широкое включение информационных технологий в учебный процесс - еще один путь повышения эффективности и развития инклюзивной среды. Наши особые дети активно участвуют в «Гранте префекта», есть даже специальная номинация «Строим город равных возможностей». Центр воспитания и дополнительного образования обеспечивает методическую поддержку воспитательной работы и инклюзии. В округе третий год проводятся фестивали искусств с участием детей-инвалидов и нормативных детей. Особое место в нашей деятельности занимает работа с родителями. Важное направление этой структуры - профессиональная ориентация детей-инвалидов. Второй год методическая служба проводит родительские собрания для родителей особых детей совместно с колледжами, обучающими эту категорию детей, выпускает справочные материалы по этому вопросу, а также издала путеводитель по системе дополнительного образования для детей-инвалидов. Комплексная мониторинговая служба призвана осуществлять не только знаниевые и компетентностные срезы, но прежде всего мониторинг развития образовательной среды, в том числе инклюзивной. И это для нас сегодня самый сложный вопрос.

Мы ведем работу по созданию и организации деятельности профессиональных сообществ для обобщения и распространения опыта лучших педагогов, детских садов, школ в области инклюзивного образования. Сегодня, подводя итоги первого опыта, можно отметить самое ценное: в округе есть группа людей с высоким уровнем понимания, мотивированных, увлеченных, которым нужна поддержка, потому что рост и развитие ребенка ставят новые задачи перед педагогами и перед нами. Поддерживая лозунг «Перспективы», скажу: «Учителя, как и дети, должны учиться вместе».