Дееспособность частных образовательных организаций ограничена федеральными законодательными актами. В итоге в нарушение конституционных норм негосударственные учебные заведения заведомо оказываются в неравных условиях. Так, конкурс инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование» изначально исключал из числа участников частные университеты. Даже когда ограничение сняли и среди участников конкурса 2007-2008 годов оказалось 6 негосударственных вузов, гранты президента получили 40 государственных. Развитие частных образовательных учреждений затруднено. «А значит, и конкурентные отношения в этой сфере тоже затрудняются», - констатировал Игорь Артемьев.

Коснулся руководитель ФАС и механизмов лицензирования и аккредитации. Лишней, по его мнению, является, например, «лицензионная экспертиза», а аккредитация должна проводиться уже через два года после лицензирования с неминуемым ее отзывом в случае несоответствия качества образования существующим стандартам. Для контроля за этим качеством Игорь Артемьев предложил проводить «внезапные проверки». Однако важно, подчеркнул глава ФАС, чтобы подобный контроль осуществлялся строго на основе определенного набора процессуальных норм, и при нарушении даже одной из них проверка в судебном порядке признавалась недействительной. Ну и, конечно, сама система контроля должна быть разъяснена и понятна всем проверяемым учреждениям.

Игорь Артемьев также обратил внимание на такую проблему, как «паразитический» аутсорсинг. Смешение бизнеса и власти - одно из негативных явлений, с которым борется его ведомство, в сфере образования такого рода факты, увы, также присутствуют. Речь идет о том, что органы власти передают часть своих полномочий на откуп разнообразным посредникам. Но если государственные функции передаются различным ФГУ, ФГУП, ООО и АО, то на участников этого процесса не распространяются никакие ограничения, они могут предоставлять платные услуги, сами себе назначать зарплату. Инспекция ФАС выявила несколько таких «хозяйствующих субъектов», которым чиновники передоверили в том числе и некоторые этапы лицензирования вузов. Все это является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», запрещающей передачу госфункций хозяйствующим субъектам.

Проведение процедур контроля, лицензирования и аттестации входит в компетенцию другой Федеральной службы – по надзору в сфере образования и науки. Не удивительно, что ее руководитель Любовь Глебова прокомментировала подходы к решению проблем, изложенные в докладе главы ФАС. «Избыточность и неэффективность процедур оценки и контроля представляются очевидными», - согласилась она с докладчиком. Для исправления ситуации Рособрнадзор работает над корректировкой законодательного поля. Приняты два положения о лицензировании и аккредитации, где процедура значительно пересмотрена и упрощена. Кроме того, с 1 апреля текущего года в Рособрнадзоре утверждена новая структура, при которой те, кто выдает лицензии или принимает решение об аккредитации, не участвуют в контрольных процедурах по качеству образования.

О том, что необходимо повышать требования к качеству образовательных программ и делать систему ВПО открытой и прозрачной, говорил на заседании Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и сопредседатель РОСРО. С его точки зрения, обязательной публикации в Интернете подлежит внушительный список сведений, куда входит информация о гослицензировании и аккредитации; описание учебно-лабораторной деятельности вуза с адресами и площадями; преподавательский состав с указанием его квалификации и читаемых курсов; адреса общежитий с числом мест; перечень образовательных программ с рабочими учебными планами; количество бюджетных и контрактных мест на каждой программе; отчет об исполнении финансового плана и финансовый план на текущий год с разбивкой по основным статьям расходов и доходов; средний заработок преподавателей и научных сотрудников за прошлый год; наличие стипендий и грантов для лучших студентов; проходной балл на бюджетные места по ЕГЭ по каждой образовательной программе за прошлый год, а также число победителей федеральных и межвузовских олимпиад, зачисленных на первый курс по каждой образовательной программе. Размещение такого рода информации РОСРО предлагает закрепить законодательно.

Кроме того, по мнению Ярослава Кузьминова, необходимо упорядочить рынок образовательных услуг и установить реальное равенство всех эффективно работающих учебных заведений по отношению к госзаказу и участию в государственных программах развития образования. Однако эту задачу можно решить только в комплексе с повышением требований к качеству образовательных программ и к прозрачности образовательных учреждений.