Продолжние. Начало в №17

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Давайте сначала сопоставим соотношение пропорций распределения учебного времени в БУПе 1998 года и в проекте стандарта 2008 года. Был большой крик насчет того, что у нас очень много предметов, что у нас не проходят дети естествознание. Теперь смотрим в БУПе раздел естественных наук. Раньше это составляло 19,5% учебного плана, сейчас - 20%. Говорят: русский язык мы загубили, но прежде было 31,8, стало 33,8 процента. Да, произошло некоторое увеличение часов на предмет «Искусство» - с 3 до 5 процентов, не стыдно ли об этом говорить? Технология - было 7, стало 9. Общественные науки - было 9, стало 11, это называется гуманитаризация. То есть кому-то кажется, что все совершенно замечательно, но так ли это?

Я сравниваю проект стандартов Фирсова и проект стандартов Кондакова, ядро и минимальное содержание.

Тот, кто хоть немного знает физику, понимает, что все, что есть в проекте Кондакова, просто не произнесено отдельными словами в проекте Фирсова. То есть в проекте Фирсова это расписано, а в проекте Кондакова это поглощено. Но проект Фирсова более гуманен по той причине, что все, что записано курсивом, преподавать и проходить надо, а спрашивать не надо.

То же самое с русским языком, тут вообще беда. Здесь все в обратную сторону: в проекте Кондакова просто всего больше.

На графике видно довольно отчетливо, что предполагается выделить на вариативную часть.

Я с полной ответственностью утверждаю, что вариативная часть закончилась не при Путине (мы же связываем жесткость школы с жестким выстраиванием вертикали власти в государстве), а вся пропала между 1993 и 1998 годами. По этому графику все действительно видно. Почему? Это уже второй вопрос, и это нужно обсуждать. У меня есть по этому поводу своя гипотеза: я считаю, что вся вариативность пропала потому, что испугались того, что происходит, испугались учительского неумения.

Прочитав стандарт, я захотел провести некоторые сравнения с тем, что происходит в других странах. Первое, с чем я при этом столкнулся, выбор класса, с которым можно сравнивать. Тут выяснилось, что в старшей школе вообще сравнивать нельзя, потому что, например, в Англии и во всех англо-саксонских странах просто написан перечень предметов, которые нужно проходить, а дальше написано так: «школа знает и выделит на это время сообразно достижению образовательных результатов». Вообще в этих странах в старшей школе учебные предметы не все обязательны для изучения. Тогда я полез в девятый класс. Оказалось, что, скажем, в Германии к девятому классу уже идет разделение на предгимназические и технические классы. В конце концов я нашел седьмой класс, потому что шесть классов за рубежом - это в основном начальная школа и седьмой - первый класс после начальной школы. В нем видно, куда будет двигаться учебный план, поскольку уже заложены тенденции, но вольница еще не бьет ключом.

Итак, аудиторная нагрузка семиклассников. Для сравнения я выбрал страны с децентрализованной системой образования (США), с централизованной (Япония, Франция) и отдельно Финляндию, которая сумела совместить нагрузку двух видов. Оказалось, что количество часов везде разное.

Смотрим: недельная учебная нагрузка во Франции - 27 часов в неделю, в России - 34 часа, к России близка Финляндия - 33 часа. Давайте теперь сделаем сравнение. Оно будет выглядеть так.

Литература есть всего в двух странах - в США и в России - как отдельный самостоятельный учебный предмет. В США изучаются как обязательные пять предметов или пять образовательных областей, все остальное - по выбору. Это и иностранный язык, и изобразительное искусство, и музыка, и труд, и домоводство, причем ребенок может выбирать один предмет (от двух до десяти часов). Выбор в самой централизованной стране - Франции - в седьмом классе очень любопытен. Он только для неуспевающих. Этот выбор выглядит так: ребенок выбирает тот предмет, по которому он за стандартное учебное время не успевает, чтобы догнать сверстников. Выбор в Финляндии: ребенок может выбрать определенное число часов - 9-10; и записано, какие предметы и до какого объема часов он может выбирать. Или девять, или десять - все решает школа. Ребенок может выбрать до десяти часов физкультуры, до семи часов - предметов художественного воспитания (музыка, изо), до семи часов - труда, домоводства, рукоделия, технологии. То есть у него есть возможность набрать десять часов из трех образовательных областей.

Теперь посмотрим на количество предметов. В США в седьмом классе изучаются от семи до девяти предметов, в России - от двенадцати до пятнадцати. Но самое главное, что мы уходим от одночасовых предметов, на один предмет в России приходится 2,5 часа. Если при этом учесть, что в седьмом классе у нас пять часов русского языка и литературы, четыре часа математики, то все остальные предметы практически одночасовые. Одночасовой предмет - это лекция, потому что, прежде чем что-то изучать, надо что-то рассказать.

Каково распределение нагрузки по образовательным областям? Языки и литература в России - 30%, и по занятиям по выбору мы на втором месте от конца. Но самый главный провал у нас - это искусство, физическая культура и технология. Академическая школа без возможности что-то делать своими руками и потрудиться - это наша школа.

Окончание в следующем номере