Учредители у этого конкурса весьма серьезные и заинтересованные: префектура Юго-Западного округа, Юго-Западное окружное управление образования, Российская академия наук, Региональный благотворительный общественный фонд «Знание» им. С.И.Вавилова. Не случайно открывали окружной финальный тур конкурса первый заместитель руководителя департамента Михаил Тихонов, начальник Юго-Западного окружного управления образования Нина Яковлева, отметившие, что сегодня творчество юных приобретает огромное значение, так как нынче требуется свежий взгляд для решения многих проблем в различных сферах науки и техники, и ученики оправдывают возлагаемые на них надежды.

Как обычно, проектов было так много, что поместить их в окружном туре на одну площадку было немыслимо. Поэтому ученики первых - пятых классов показывали свои работы в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, ученики шестых - восьмых классов удивляли своим мастерством и выдумкой Российский университет дружбы народов, а учащиеся девятых - одиннадцатых классов рискнули представить свои проекты в Российской академии наук. Конкурс проводится на всех уровнях столичного образования: школьном, районном, окружном.

На первом туре - школьном - у ребят есть возможность сделать свои первые шаги в научной работе. На уроках, занятиях в кружках, факультативах ведется кропотливая совместная работа ученика и педагога по изучению основ исследования и проектирования, что развивает способности, активизирует личностную позицию обучающихся в образовательном процессе.

На втором туре - районном - участники конкурса представляют и защищают свои работы в опорных школах. В этом году в нем приняли участие 3429 учащихся из 192 школ, представившие 1675 проектов. Результаты районных туров показали, что интерес к проектным технологиям возрастает, особенно среди учеников младшей школы. Познавательный интерес к изучению окружающего мира формирует базу духовно-ценностной ориентации ребенка.

Надо сказать, что «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва-2009» - масштабный, значимый и перспективный конкурс проектных и учебно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений, который проводится в ЮЗАО седьмой год и привлекает внимание не только педагогов и ученых, но и власть предержащую. Не случайно, на этой выставке бывает Юрий Лужков, не раз отмечавший, что ученические проекты могут быть реализованы в экономике, промышленности и других городских сферах.

На итоговый окружной тур конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва-2009» пришло 868 проектно-исследовательских работ. Причем теперь в нем принимают участие школьники не только различных округов столицы, но и ребята из других городов России и ближайшего зарубежья - Оренбурга, Великого Устюга, Калуги, Кирова, Костромы, Юрмалы, Таллина, Гомеля, Киева.

Организация и проведение конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» в сообществе с научными кадрами и педагогическими работниками вузов - это стимулирование интереса учащихся, будущих абитуриентов и молодых специалистов к гуманитарным, естественно-научным, социальным, технологическим, информационным дисциплинам, а также выявление оригинальных и интересных работ, развитие способностей учащихся и молодых талантов. Ежегодно в качестве экспертов ученических проектов работают ученые академических и ведомственных институтов, специалисты вузов - МГПУ, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, МИРЭА, МФЮА, институт им. А.С.Пушкина, МГУ, МПГУ, РУДН, МГППУ, МИОО. Эксперты конкурса не только оценивают результаты проектно-исследовательской деятельности, но и проводят консультации, семинары, беседы и лекции с научными руководителями проектов, с участниками конкурса, организуют встречи со специалистами - представителями высшей школы по тому или иному направлению, что, бесспорно, помогает учащимся преодолеть трудности, достойно подготовиться к презентации и защите своего проекта.

Какие же проекты из тех, что были представлены в РАН, привлекли внимание экспертов и посетителей?

Например, чрезвычайно интересна работа учащихся школы №18 Василия Юрченко и Левани Дзимцеишвили «Экология учебного пространства (научный руководитель - учитель химии Татьяна Фролова). Ребята сделали вывод, что единственным социальным институтом, охватывающим все слои населения, можно считать школу, так как в ней каждый человек проводит достаточно большой отрезок своей жизни. Но защищает ли школа человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды? Василий и Левани провели в школе своего рода уникальные исследования воды и водной вытяжки, состава воздуха, радиационного фона и сделали выводы, которые администрация может использовать для улучшения экологической обстановки в этом учебном заведении.

Данила Бредихин, ученик школы №117, под руководством своего учителя математики Светланы Гусляевой, поработал над проектом «Межпредметная интеграция на примере темы «Золотое сечение» и предложил интеллект-карту тем, включающих изучение темы «Золотое сечение» на уроках естественного и гуманитарного цикла. По сути дела, ученик девятого класса продолжил дело доктора технических наук Алексея Стахова, который предлагает ввести специальную дисциплину «Математика Золотого сечения» и считает, что цельная концепция могла бы объединить все школьные дисциплины - геометрию, алгебру, физику, астрономию, химию, ботанику, биологию, географию, экономику, информатику, психологию, школьные дисциплины по искусству. По мнению ученого, такое объединение позволит расширить понятие математических закономерностей в мире, который нас окружает. Взяв за основу идею Стахова, Дмитрий Бредихин пошел дальше, использовав для своей работы разработку известного писателя и консультанта по вопросам интеллекта, психологии, обучения и проблем мышления Тони Бьюзена. Интеллект-карту Дмитрий предложил для использования в 10-11-х классах.

А вот Валерия Кудрякова из школы-интерната №19 интересуется и исключительно гуманитарными проблемами. Ученица школы с углубленным изучением отдельных предметов (языка хинди) под руководством сразу трех руководителей - Д.Поля, Н.Маркачевой, Т.Мельник - работала над темой «Национальное и универсальное в раскрытии любовной темы в русской и мировой культуре». В чем актуальность темы? Дело в том, что в основе образовательной программы школы-интерната №19 диалог культур, понимаемый как со-беседование, со-общение, со-трудничество учащихся и педагогов с их индийскими сверстниками и коллегами. «Тристан и Изольда», «Повесть о Петре и Февронии», «Лейла и Меджнун» были написаны разными авторами в различные исторические эпохи, принадлежат трем различным цивилизациям - Западу - Руси (византийскому миру) - Востоку (мусульманскому миру, часть которого и Индия), однако имеют множество сходств и отличий. Во всех трех произведениях, отмечает Валерия, можно увидеть одну сюжетную линию, закономерное развитие которой встреча - любовь - разлука. Каждый автор по-своему развивает и передает сюжет, пытается заинтересовать и заинтриговать читателя. Произведения принадлежат разным культурам и народам, но это не мешает их авторам отразить любовные истории, используя сходные мотивы любви и разлуки. Валерия сделала вывод: универсальное содержание мотивов любви и разлуки преломилось в разных национальных культурах, и акцентирование российских и индийских школьников на этой изначальной общности способствует сближению культур в процессе совместной экскурсии по Москве.

Коллектив учеников Центра образования «Самбо-70» предложил оригинальную тему «Физика и теория борьбы». Год назад они начали исследование сути двигательных действий в спортивной борьбе, а сегодня уже вышли на новый виток изучения этой актуальной темы. Ребята надеются, что всем (и тем, кто занимается спортом, и кто относится к разряду болельщиков) пригодится их работа как интересное наглядное пособие при усвоении знаний по физике.

Дмитрий Колесов из Центра образования №1694 тоже обратился к теме борьбы, но на этот раз борьбы нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Дмитрия интересует создание стендовых моделей событий Великой Отечественной войны, и его интерес разделяет и поддерживает педагог Галина Семенова. В проекте Дмитрий Колесов исследовал историю моделирования кораблей, самолетов, танков, познакомился с секретами стендового моделизма, приобрел навыки работы с различными инструментами, материалами. Все это позволило ему создать визуальный образ событий Великой Отечественной войны с помощью стендовых моделей в композициях «Лето 1943 года», «Техника ВОВ», «Засада», «Сражение за Тулу».

После посещения выставки проектов в рамках «Ярмарки идей на Юго-Западе» можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность школьников стала мощным средством привлечения в науку способной, талантливой молодежи, а для педагогов - стимулом для переосмысления привычных подходов к обучению и новому творческому поиску. «Ярмарка идей на Юго-Западе» - реализация возможности апробации и становления общего подхода к проблемам интеллектуальной подготовки будущей научной и творческой элиты России.