Задача современного образования - формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Современная школа должна создавать такую образовательную среду, которая будет обеспечивать оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка. Необходимо вовремя разглядеть и развить по максимуму способности и интересы каждого учащегося, особенно это важно тогда, когда речь идет о развитии ребенка с проблемами здоровья, с особыми образовательными потребностями.

В Западном округе обучаются 1370 детей, имеющих статус инвалида детства. Сеть образовательных учреждений, призванных удовлетворять образовательные потребности таких детей, достаточно широка. Около 70% детей-инвалидов активно занимаются в системе дополнительного образования, в том числе и по научно-технической направленности. Это школы надомного обучения, школы дистантного обучения, специальные коррекционные школы IV вида, VIII вида, начальная школа-детский сад для слабослышащих детей, начальная школа - детский сад для слабовидящих детей и другие учреждения, в которых развита широкая сеть дополнительного образования. Кроме того, созданы межшкольные научные сообщества учащихся, во многих учреждениях введены элективные курсы. Большую работу по развитию творческого потенциала детей-инвалидов ведут центры дополнительного образования ЗАО. Это 22 учреждения, из которых 16 оборудованы и приспособлены для работы с детьми-инвалидами. Работа в этом направлении с детьми-инвалидами приобретает особую важность потому, что зачастую это единственная возможность реализовать свои интересы и способности, найти свою будущую профессию и место в жизни.

Работа образовательных учреждений ЗАО по развитию творческого потенциала детей-инвалидов складывается в единую систему, объединенную общими целями. Это:

- создание условий для развития творческого мышления учащихся;

- развитие исследовательских и творческих способностей;

- расширение кругозора учащихся с помощью применения новых педагогических технологий;

- развитие и укрепление детского коллектива как среды для межвозрастного конструктивного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Развитие научно-технического творчества и исследовательской работы учащихся в округе осуществляется по следующим направлениям:

Проектная деятельность с использованием новых информационных и коммуникативных технологий.

Легоконстуирование и робототехника.

Моделирование и проектирование.

Предметные, исследовательские кружки и научные секции (математика, естествознание, история и обществознание, литературоведение, экология, ремесло).

Работа школьных издательств.

Школьные и межшкольные научные сообщества и объединения детей.

Участие в секциях научно-технической направленности таких окружных конкурсов и конференций, как «Эврика», «Начало», «Экологическая альтернатива» и так далее.

В округе накоплен богатый опыт работы по организации и проведению выставок технического творчества, городов мастеров, легофестивалей, конкурсов проектов для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, выступлению детей в международных конкурсах по научно-техническому творчеству.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья побеждают на окружных, городских и международных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Например, в Московском городском дистанционном фестивале научно-исследовательских проектов 3 проекта стали лауреатами. В 2004, 2005, 2007 и 2008 годах наши ребята становились призерами международных соревнований легороботов, международных и московских городских фестивалей легопроектов, они были призерами Московской городской интернет-игры «Хочу все знать», лауреатами III степени во Всероссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура», дипломантами Московского фестиваля прикладного искусства и ремесел для молодежи с ограниченными физическими возможностями.

В Западном округе в рамках социального партнерства особое внимание уделяют созданию условий для целевой подготовки выпускников образовательных учреждений, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в системе высшего профессионального образования через заключение договоров с такими вузами, как МГУ имени М.В. Ломоносова (научно-образовательная программа «Малая Академия МГУ»), МВТУ имени Н.Э.Баумана, МЭСМ, МИРЭ, АТиСО, МАИ.

Результатом этой работы можно считать успешное поступление в вузы и профессиональные колледжи выпускников с ограниченными возможностями здоровья. В 2005-2006 учебном году это было 70%, в 2006-2007 учебном году - 65%, в 2007-2008 учебном году - 68% выпускников.

Вместе с тем следует отметить и то, что еще не все дети, особенно самая тяжелая категория - обучающиеся на дому, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, имеют возможность развить свои творческие способности, заняться интересным делом, самореализоваться. Необходимо в столичной системе образования и социальной защиты создать такие условия, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья имел шанс для более широкого выбора образовательных услуг и образовательных учреждений, способных их оказать.

Светлана МИЛЯЕВА, руководитель Западного окружного научно-методического центра