Анализ данных, полученных из 141 вуза и 38 учреждений начального и среднего профессионального образования, позволяет сделать вывод о значительных исходных различиях между учреждениями системы Рособразования до введения НСОТ с 1 декабря 2008 года: в объемах финансовых средств, направляемых на оплату труда; в порядке и условиях выполнения основных трудовых функций работников; в порядке оформления трудовых отношений; в объеме преподавательской и иной нагрузки педагогических кадров; в уровне оплаты труда и дифференциации в зарплате между различными категориями работников.

Повышение зарплаты работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, по различным профессиональным квалификационным группам произошло неравномерно: по I ПКГ (1-4 разряды ЕТС) - на 29,7% (среднемесячная зарплата в январе - 6 128 рублей); по II ПКГ (5-8 разряды ЕТС) - на 20,9% (среднемесячная зарплата в январе - 8443 рубля); по III ПКГ (9-12 разряды ЕТС) - на 10,2% (среднемесячная зарплата в январе - 11554 рублей); по IV ПКГ (13-16 разряды ЕТС) - на 17,9% (среднемесячная зарплата в январе - 12679 рублей).

Зарплата руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров выросла на 32% и достигла в среднем 45156 рублей.

По данным Рособразования, с учетом внебюджетных доходов среднемесячная зарплата в федеральных образовательных учреждениях увеличилась на 14,9%, с 9700 до 11147 рублей, в том числе за счет бюджетных ассигнований - на 28,4%, с 6859 до 8806 рублей.

Предполагаемого повышения зарплаты на 30% у большей части работников подведомственных Рособразованию учреждений не произошло. Ожидания не оправдались в связи с тем, что значительный объем средств был направлен на повышение зарплаты низкооплачиваемых категорий работников до МРОТ, установленного с 1 января в размере 4330 рублей.

При этом доля бюджетных средств, направленных на введение нового МРОТ, в объеме дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на внедрение новой системы оплаты труда, имеет огромный разброс и составляет по вузам от 0 до 100%, а по учреждениям НПО и СПО от 1% до 70%.

По сравнению с ноябрем 2008 года доля работников, получающих зарплату на уровне МРОТ, в январе возросла с 4,9% до 7,9%.

Для оценки размера средней заработной платы, сложившегося при введении новой системы оплаты труда, можно использовать его соотношение с новым МРОТ, которое по вузам составило от 1,9 до 6,7 раза, а по учреждениям НПО и СПО - от 1,4 до 4,6 раза.

В ходе мероприятий по переводу на НСОТ общая численность работников подведомственных Рособразованию учреждений уменьшилась на 4,5%. Сокращение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования составило до 3%, в учреждениях дополнительного профессионального образования - до 9%, в учреждениях начального профессионального образования - до 30%.

По данным мониторинга, организованного профсоюзом, также установлено крайне неравномерное изменение заработной платы в результате введения НСОТ.

В федеральных учреждениях высшего профессионального образования:

По профессорско-преподавательскому составу:

- в 116 вузах произошло увеличение заработной платы - от 1 до 47%;

- в 25 вузах произошло снижение заработной платы - от 2 до 42%.

По учебно-вспомогательному и прочему обслуживающему персоналу:

- в 131 вузе произошло увеличение заработной платы - от 1 до 86%;

- в 10 вузах произошло снижение заработной платы - от 1 до 13%.

По административно-управленческому персоналу:

- в 113 вузах произошло увеличение заработной платы - от 1 до 131%;

- в 28 вузах произошло снижение заработной платы - от 1 до 60%.

В федеральных учреждениях начального и среднего профессионального образования:

По преподавательскому составу:

- в 37 учреждениях произошло увеличение заработной платы - от 1,8 до 87,7%;

- в 1 учреждении произошло снижение заработной платы на 24%.

По учебно-вспомогательному и прочему обслуживающему персоналу:

- в 36 учреждениях произошло увеличение заработной платы - от 3,6 до 139,1%;

- в 2 учреждениях произошло снижение заработной платы - от 0,4 до 18,3%.

По административно-управленческому персоналу:

- в 35 учреждениях произошло увеличение заработной платы - от 1,6 до 185,1%;

- в 3 учреждениях произошло снижение заработной платы - от 0,3 до 28,9%.

Анализ данных мониторинга показал значительные различия в размере увеличения зарплаты учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персонала при введении НСОТ, которые отражают, видимо, разный уровень эффективности социальной политики, проводимой федеральными образовательными учреждениями до введения новых систем оплаты труда.

В образовательных учреждениях, где зарплата УВП и прочего обслуживающего персонала была существенно ниже введенного с 1 января 2009 года МРОТ (4330 рублей), повышение заработной платы этих категорий работников при введении НСОТ составило: в 15 вузах - 50-86%, в 8 учреждениях НПО и СПО - 50-139%.

В других образовательных учреждениях, где зарплата работников малоквалифицированного труда еще до введения НСОТ существенно превысила установленный на федеральном уровне размер МРОТ, повышение заработной платы этих категорий работников было менее значительным и составило от 1 до 10 процентов.

Соотношение в оплате труда профессорско-преподавательского состава (ППС) и административно-управленческого персонала, а также профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала вузов в январе 2009 года также значительно различается по учебным заведениям, представившим информацию. Это говорит о существенных различиях в объемах и источниках финансирования фондов оплаты труда, а также о разных подходах к формированию структуры заработной платы и разных приоритетах в повышении зарплаты различных категорий работников при введении НСОТ.

Аналогичная ситуация наблюдается по учреждениям начального и среднего профессионального образования.

В некоторых федеральных образовательных учреждениях при введении НСОТ допущены существенные диспропорции в размерах повышения заработной платы по различным категориям работников. В 7 вузах зарплата административно-управленческого персонала выросла от 68 до 131%, а профессорско-преподавательского состава соответственно от 3,58 до 47,82%. В 7 учреждениях НПО и СПО заработная плата административно-управленческого персонала выросла от 53 до 89,9%, а преподавательского состава - соответственно от 5,6 до 16,9%.

Фактическая структура фонда оплаты труда в результате введения НСОТ значительно различается по федеральным образовательным учреждениям. (См. таблицу 1.)

Более высокая доля ФОТ, направляемая на выплату должностных окладов, характерна для вузов, которые включили в должностной оклад обязательные выплаты, установленные федеральным законодательством, и тем самым повысили уровень гарантий по оплате труда ППС. (См. таблицу 2.)

Доля бюджетных средств в стимулирующей части фонда оплаты труда в январе 2009 года резко различается по федеральным образовательным учреждениям, что свидетельствует о различных возможностях привлечения внебюджетных средств для формирования НСОТ и установления оптимальной дифференциации в оплате труда работников по основным категориям. (См. таблицу 3.)

При введении НСОТ уровень соблюдения обязательств социальных партнеров, содержащихся в Отраслевом соглашении Рособразования и Общероссийского профсоюза образования, в федеральных образовательных учреждениях снижается - в первую очередь, в части установления размера повышенной оплаты труда за работу в ночное время.

Мониторинг позволил выявить, что при отсутствии минимальных окладов по ПКГ в примерном положении, утвержденном приказом Рособразования от 09.10.2008 года №1383, в ходе формирования НСОТ федеральные образовательные учреждения использовали разные подходы к определению уровня гарантированной части заработной платы, к определению структуры зарплаты и повышению ее составляющих частей.

В 45 вузах минимальный оклад по I ПКГ установлен в размере 4330 рублей и более.

Минимальные размеры окладов с применением «вилок» по всем профессиональным квалификационным группам работников установлены при введении НСОТ в большинстве вузов, заполнивших анкеты (133 из 141 вуза).

В зависимости от финансовых возможностей вузов, а также от того, к какой составляющей части зарплаты (к должностному окладу, компенсационным или стимулирующим выплатам) отнесены обязательные выплаты за занимаемую должность и наличие ученой степени, минимальные должностные оклады по I ПКГ варьируются от 1221 до 6000 рублей, по IV ПКГ - от 3000 до 26294 рублей.

Диапазон размеров минимальных окладов с учетом применяемых «вилок» по каждой ПКГ составляет: по I ПКГ - от 1221 до 11170 рублей; по IV ПКГ - от 3000 до 35700 рублей.

В то же время в отдельных вузах был установлен единственный минимальный оклад для всех ПКГ как минимальная гарантия оплаты труда для всех работников, независимо от занимаемой должности.

Соотношение минимальных окладов между IV ПКГ (профессорско-преподавательский состав) и I ПКГ (обслуживающий персонал) при введении НСОТ сложилось следующим образом: по гуманитарным (социологическим) вузам - 1,8-2,7 раза; по классическим университетам - 1,01-2,8 раза; по техническим университетам - 1,13-3,7 раза; по педагогическим вузам - 1,0-3,0 раза; по финансово-юридическим (экономическим) вузам - 1,23-3,6 раза; по строительно-архитектурным вузам - 1,18-1,7 раза.

Во всех учреждениях НПО и СПО, заполнивших анкеты, установлены минимальные размеры окладов по всем профессиональным квалификационным группам. Соотношение минимальных размеров окладов между IV и I ПКГ при формировании НСОТ в учреждениях составляет от 1,0 до 8,4 раза.

При формировании новых систем оплаты труда в 141 вузе использовались разные подходы к установлению гарантированного уровня оплаты труда, в том числе:

- установлены индивидуальные должностные оклады для всех категорий работников в 23 вузах;

- включены в должностной оклад ППС доплаты за занимаемую должность - в 57 вузах;

- включены в должностной оклад ППС надбавки за ученую степень - в 51 вузе;

- установлены персональные повышающие коэффициенты к должностным окладам различных категорий работников, в том числе: по ППС - в 53 вузах; по УВП - в 52 вузах; по АУП - в 57 вузах.

Профсоюзные организации вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования отмечают следующие проблемы, возникшие при переходе на новые системы оплаты труда:

- сжатые сроки подготовки к введению НСОТ;

- несвоевременное получение нормативных документов для введения НСОТ;

- отсутствие нормативных документов Рособразования, строго регламентирующих установление должностных окладов, выплат стимулирующего и компенсационного характера (минимальные и максимальные размеры выплат);

- отсутствие в соответствующих приказах Минздравсоцразвития России многих должностей, включенных в штатные расписания вузов, учреждений НПО и СПО;

- отсутствие квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов, служащих, включенных в ПКГ;

- отсутствие установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников;

- отсутствие централизованно установленных минимальных окладов по соответствующим ПКГ; недостаток финансовых средств для обеспечения дифференциации в оплате труда разных категорий работников с учетом повышения МРОТ;

- недостаточность финансовых средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава;

- несовершенство критериев установления стимулирующих выплат с учетом специфики деятельности структурных подразделений вузов; отсутствие прозрачности при распределении стимулирующих выплат и премий при введении НСОТ;

- нерешенность вопроса об исключении выплат за районный коэффициент и северных (процентных) надбавок из размера МРОТ (4330 рублей), приводящая к практическому выравниванию уровня оплаты труда многих работников различной квалификации, проживающих в разных климатических условиях;

- отсутствие необходимых разъяснений о праве учреждений НПО и СПО использовать средства от приносящей доход деятельности на выплату должностных окладов отдельным категориям работников (работникам столовой, музея, преподавателям, ведущим педагогические часы в платных группах).

Проанализировав полученные данные, профсоюз пришел к выводу, что мониторинг эффективности введения НСОТ в федеральных образовательных учреждениях необходимо продолжать, особенно учитывая следующие факторы:

- вероятное сокращение объема платных образовательных услуг в 2009 году, а также бюджетных ассигнований на научно-исследовательские программы вузов в условиях кризиса и, следовательно, сокращение средств от приносящей доход деятельности в целом;

- необходимость выполнения постановления Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 года о формировании стимулирующей 30-процентной части ФОТ работников федеральных бюджетных учреждений только за счет бюджетных средств с 1 января 2010 года, может потребовать существенного сокращения численности уже не вакантных должностей, а фактически работающих сотрудников и, как следствие, дальнейшего увеличения преподавательской нагрузки оставшихся работников в тех учреждениях, где при введении НСОТ доля бюджетных средств в стимулирующей части ФОТ была незначительной;

- значительные трудности, испытываемые руководителями, работниками планово-финансовых, кадровых и бухгалтерских служб, профсоюзным активом образовательных учреждений в ходе реализации новых прав и формировании НСОТ, что во многом связано с отсутствием специалистов по труду и заработной плате в штате учреждений, а также регулярного обучения различных категорий специалистов по указанным вопросам.