После V съезда профсоюза прошло ровно 4 года. Через год, в апреле 2010 года, истекают сроки полномочий Центрального комитета профсоюза, ревизионной комиссии и председателя профсоюза.

Естественно, в канун съезда проводятся отчеты и выборы во всех первичных и территориальных организациях профсоюза, поэтому заблаговременно, еще в сентябре прошлого года Президиум ЦК профсоюза принял решение о проведении с февраля 2009-го по январь 2010 года отчетно-выборной кампании в профсоюзе.

Мы вступаем в период отчетов и выборов в необычайно непростое время для страны, переживающей серьезный экономический кризис. Сегодня некоторые представители власти видят уже очень далекие перспективы и сроки, когда в стране может наступить период стабильного экономического развития.

Стоит отметить, что и подготовка к предыдущему съезду, и дальнейшая работа в отчетный период проходила в достаточно непростое время: принятие Федерального закона №122-ФЗ положило начало очень болезненному процессу разграничения полномочий между уровнями власти; модернизация образования вступила в наиболее активную фазу, которая характеризуется введением новых подходов к процессу управления системой, включением рыночных механизмов хозяйствования, наделением образовательных учреждений дополнительными полномочиями. Эти процессы сопровождались значительной оптимизацией сети образовательных учреждений, сокращением педагогических кадров, несбалансированностью между возрастающими трудозатратами преподавателей и неадекватной оценкой их труда.

Мы и сегодня продолжаем работать в условиях системного сокращения и последовательной минимизации государством собственной ответственности за сферу образования. Это характеризуется, прежде всего, ситуацией с введением новых систем оплаты труда, развитием подходов, предусматривающих точечную поддержку учреждений и регионов по итогам проведения разного рода конкурсов, что в свою очередь способствует дальнейшему углублению дифференциации и возникновению значительного количества учреждений - социальных аутсайдеров.

Все эти и многие другие процессы привели к необходимости пересмотра и расширения спектра основных направлений деятельности профсоюза, мы стремимся вовремя и адекватно реагировать на интенсивно развивающиеся события в стране и в сфере образования в частности.

Если сделать очень обобщенный анализ того, что удалось сделать профсоюзу и его организациям в это непростое время, то, пожалуй, к основным успехам, в отличие от других профсоюзов, можно отнести нашу подготовленность к непосредственному участию в происходящих процессах. Мы стараемся влиять на них, как бы это ни было сложно.

Можно по-разному относиться к результатам нашей деятельности, но можно быть уверенным в том, что мы не обманули людей, которые нам доверились: даже на фоне масштабных процессов сокращения образовательных учреждений нам удалось сохранить, а в отдельных территориях даже приумножить членскую базу - основу организационного единства любого профсоюза. И в этом заслуга каждого из руководителей региональных организаций и профсоюза в целом.

Готовясь к предстоящему съезду, мы в полной мере должны осознавать, что и в ближайшей перспективе государство будет переживать непростые времена, от нас потребуется каждый день подтверждать и доказывать способность профсоюза выступать в качестве достойного и профессионального защитника интересов членов нашей организации.

Сегодня чрезвычайно важно обсудить такие вопросы, как:

- структура профсоюза;

- профсоюзные кадры и вопросы повышения квалификации;

- совершенствование уставных норм, финансовой политики, а также организационные вопросы, непосредственно связанные с подготовкой к съезду.

Структура профсоюза

Президиум ЦК профсоюза утвердил статистический отчет за 2008 год. По состоянию на 1 января 2009 года в профсоюзе насчитывается 5 миллионов 176 тысяч человек. В большинстве территориальных организаций мы наблюдаем очень серьезную работу по приему в профсоюз и созданию новых первичных организаций в учреждениях образования. С 2006 года количество первичек увеличилось на 6%. Это может свидетельствовать об усилении работы территориальных организаций по мотивации профсоюзного членства, а также о внимании, с которым наши территории относятся к привлечению в профсоюз коллективов организаций, сменивших при административной реформе ведомственную принадлежность.

Для нас всегда, а сегодня особенно важна объективность заявляемой профсоюзом численности наших рядов. Именно поэтому мы приступили к работе по формированию электронных реестров организаций и членов профсоюза, а фактически - к ревизии членской базы. В условиях обострения конкурентной борьбы как на уровне отдельных профсоюзов, так и на уровне профобъединений, это приобретает чрезвычайную важность и значимость. Статистический отчет, утвержденный на заседании Президиума, может стать серьезной базой для анализа, выявления резервов и продолжения работы в этом направлении.

Говоря о некотором увеличении количества первичных организаций, мы должны учитывать, что продолжающаяся реструктуризация образовательных учреждений приводит к сокращению численности учебных заведений и работающих в сфере образования. Это приводит к другой проблеме - росту в профсоюзе количества малочисленных организаций на уровне района и города, что делает крайне затруднительным введение в таких организациях штатных должностей.

Если в целом за 10 лет нам удалось значительно увеличить количество штатных председателей районных и городских профсоюзных организаций с 20% до 45%, то за последние 2-3 года этот процесс значительно замедлился. Сегодня около 30% районных и городских профсоюзных организаций имеют небольшую численность. Это объективные реалии, которые заставляют нас не просто считаться с ними, а искать оптимальный выход. Думаю, что в этих условиях решать уставные задачи профсоюза на местном уровне будет эффективнее через введение института представителей (уполномоченных) профсоюза в одном или даже в нескольких муниципальных образованиях. Естественно, при этом необходимо учитывать особенности каждой профсоюзной организации.

Здесь возможны два варианта. Первый - когда мы хотим в силу разных причин сохранить территориальную (районную, городскую) профсоюзную организацию. В этом случае должность представителя (уполномоченного) профсоюза совмещается с должностью председателя районной или городской организации, и трудовой договор с ним заключает выборный орган вышестоящей территориальной организации профсоюза. Сложность однозначного решения этого вопроса усугубляется лишением организации статуса юридического лица, что влечет за собой существенный пересмотр взаимоотношений между организациями даже внутри одной территории.

Второй вариант - когда на уровне района или города не сохраняется профсоюзная организация. В этом случае в профсоюзную структуру вводится должность представителя (уполномоченного) профсоюза на муниципальном уровне, с которым также заключается трудовой договор выборным органом вышестоящей территориальной организации. А работа с первичными профсоюзными организациями в районе или городе строится исходя из полномочий, прописанных в Положении о представителе (уполномоченном) профсоюза по данному району или городу.

Мы понимаем, что это вопрос новый, недостаточно изученный, но нам необходимо до съезда определить пути его решения. Первые шаги в этом направлении сделаны в республиках Марий Эл, Северная Осетия и в Псковской области.

В малочисленных территориальных организациях профсоюза введение института уполномоченных на уровне районов и городов, на наш взгляд, будет оправданным и приведет не только к эффективному использованию финансовых средств, но и к улучшению кадровой работы, исполнительской дисциплины, повышению эффективности всей профсоюзной работы.

Профсоюзные кадры и повышение квалификации

Принимая четыре года назад программу развития профсоюза, к числу приоритетных направлений мы отнесли вопросы воспроизводства и повышения квалификации кадров. За минувший период нам удалось сформировать достаточно стройную систему повышения квалификации, предусматривающую гибкий подход к обучению разных категорий профсоюзных работников.

Эта работа ведется на разных уровнях. Отлаженная система сформирована на региональном, в том числе путем проведения семинаров-совещаний в рамках федеральных округов, организуемых базовыми комитетами профсоюза. Широкое развитие получают процессы переподготовки с участием социальных партнеров (Минобрнауки России, Рособразование). Сформировалась система подготовки штатных специалистов территориальных организаций, кружковая работа, пользующаяся большой популярностью у членов профсоюза и расширяющая свои масштабы.

Необходимо отметить, что решение о введении системы курсовой переподготовки председателей районных и городских профсоюзных организаций при ЦК профсоюза себя оправдало и в какой-то мере способствовало укреплению профсоюзных организаций.

В ходе этого обучения, встреч руководства профсоюза практически с каждой из групп, представляющих самые удаленные уголки России, складывается и укрепляется понимание того, что все мы - единый профсоюз, слаженная команда единомышленников.

С другой стороны, это позволяет нам делать часто неутешительные выводы о том, что, к сожалению, кадровый состав нуждается в обновлении. И дело не только в возрасте. Руководители организаций сами признаются в том, что не все способны сегодня идти в ногу со временем, отвечать тем высоким требованиям к профессиональной подготовке профсоюзных кадров, которые оно диктует. Многие прямо говорят, что им очень сложно воспринимать современные проблемы экономики образования, перестраиваться на инновационные формы профсоюзной работы, осваивать новые информационные технологии. И это не их вина - это их беда! Не случайно в ходе встреч с руководителями территориальных организаций в ноябре и декабре прошлого года мы так внимательно анализировали ситуацию, понимая, что этой проблеме необходимо найти решение. Аналогичная ситуация характерна и для первичных профсоюзных организаций учреждений профессионального образования, в том числе и студенческих.

В ходе встреч некоторые лидеры территориальных организаций заявили о своем решении завершить трудовую деятельность в качестве руководителей. В связи с этим особое беспокойство вызывает вопрос о профессиональной готовности вновь приходящих кадров к исполнению этой необычайно сложной и ответственной миссии. Мы должны уделить особое внимание их адаптации к новой роли и развитию специфических профессиональных компетенций.

Финансовая работа

Эффективность деятельности любой организации определяется, в том числе и способностью профессионально управлять финансовыми ресурсами. Мы несем большую ответственность перед членами профсоюза за рациональность расходования средств. Наверное, ни одна коммерческая структура, которая умеет считать каждый рубль и эффективно тратит средства с целью дальнейшего развития компании, и представить себе не может, как, располагая в целом колоссальными финансовыми ресурсами, можно распылять их между уровнями структуры профсоюза на решение незначительных, сиюминутных задач. Это непростительно в условиях рыночных отношений, когда особенно важным становится умение так управлять потоками средств, чтобы максимально грамотно решалась основная задача организации - в нашем случае это профессиональная защита прав и интересов членов профсоюза.

Кроме того, сегодня очень существенна необходимость создания институтов, способных оказать серьезную финансовую поддержку членам профсоюза в сложных жизненных ситуациях. Опыт территорий, которые этим занимаются, пока слишком узок, но востребованность этой работы очень высока.

В оставшееся до съезда время нам предстоит провести серьезную вдумчивую работу по рассмотрению необходимых дополнений к нашему Уставу. Постановлением Президиума ЦК профсоюза от 22 сентября 2008 года утверждены составы Уставной комиссии профсоюза и рабочей группы по разработке стратегии развития профсоюза. Этим постановлением поручено в срок до 1 октября 2009 года подготовить таблицу поправок в Устав и проект Программы развития профсоюза на период до 2015 года. В ходе совещаний председателей территориальных организаций профсоюза, которые прошли в ноябре-декабре 2008 года, мы фактически уже начали эту работу. Уставная комиссия подготовила первый вариант таблицы поправок, которую мы планируем направить по электронной почте в территории для обсуждения.

В подготовительный период важно рассмотреть все поступающие предложения, поэтому мы еще в январе 2009 года посылали всем членам ЦК профсоюза, территориальным организациям письма с просьбой направлять в Центральный комитет свои предложения по Уставу профсоюза.

Рассматривая поправки в Устав, нам следует учитывать судебную практику последних лет, которая показывает, что пренебрежение внутрисоюзными уставными нормами, слабая исполнительская дисциплина приводят к серьезным негативным последствиям. Эти последствия связаны не только с моральными или организационными издержками для профсоюзного актива, но и с серьезными материальными потерями для профсоюзных организаций и их руководителей. Не вдаваясь в подробности, хочу заметить, что такие примеры имеются в Омской, Брянской, Псковской областях, Ставропольском крае и других территориях.

Полагаю, что вопросы, которые я перечислила - а это касается и структуры, и финансов, и исполнительской дисциплины, - нам предстоит внимательно осмысливать и вносить предложения. Уверена в одном: нельзя останавливаться в своем развитии, состояние стагнации губительно для профсоюза!

Подготовка к съезду

Очередной, VI Съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ предлагается созвать в апреле 2010 года в Москве с общим количеством делегатов 300 человек.

На рассмотрение съезда предлагается вынести следующие вопросы:

Отчет о работе ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ за период с апреля 2005 года по апрель 2010 года и задачи профсоюза на новый отчетный период.

Отчет о работе ревизионной комиссии профсоюза.

Избрание председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Избрание Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Избрание ревизионной комиссии Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

О внесении изменений и дополнений в Устав Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Мы считаем возможным установить норму представительства на VI съезд от республиканских, краевых, областных и приравненных к ним территориальных организаций профсоюза - один делегат от 17 тысяч членов профсоюза, а тем территориальным организациям, которые имеют меньшую численность, предоставить право избрать на VI Съезд по одному делегату.

Как и в прошлые годы, на съезде нам предстоит сформировать комиссию по переговорам и заключению с Рособразованием Соглашения по федеральным учреждениям высшего профессионального образования. Учитывая, что сегодня в некоторых территориях количество студентов в первичных организациях составляет более 35%, мы предлагаем соответствующим территориальным организациям обеспечить избрание делегатами представителей студентов. В том числе именно поэтому мы увеличили количество делегатов на съезде.

Президиум ЦК профсоюза предлагает избрать на съезде Центральный комитет численностью 121 человек. По сравнению с прошлым составом она увеличена на 9 человек, чтобы обеспечить лучшее представительство в ЦК профсоюза основных профессиональных групп - учителей, воспитателей, преподавателей вузов и студентов.

Отчетно-выборная кампания - это серьезный экзамен для любой организации профсоюза. Мы должны предпринять все от нас зависящее, чтобы конференции на местах и съезд профсоюза прошли на должном уровне, а профсоюз стал еще более организованным, сплоченным, способным отвечать на вызовы времени.