Центр культуры и просвещения

Как известно, в Курганской области велика доля сельского населения, чья жизнь проходит вдали от центров культуры. В этой ситуации вуз выступает с миссией культурно-просветительского характера, решает задачу социализации сельской молодежи. Не говоря уже о том, что он играет ведущую роль в обеспечении доступа молодежи к образованию, ведь большинство жителей Зауралья, обладая низкими доходами, не имеет возможности выезжать для обучения в крупные вузовские центры соседних регионов.

Специализация вуза - подготовка учителей для сельских школ, в том числе и малокомплектных. Условия педагогического труда на селе требуют специальной подготовки. Учитель такой школы должен обладать определенным комплексом профессионально-педагогических навыков и человеческих качеств, выработать которые можно только при условии целенаправленной и последовательной работы. Подготовка такого специалиста и составляет особенность образования в ШГПИ.

Сегодня в институте более семи тысяч студентов, которые проходят подготовку на 13 факультетах: физико-математическом, художественно-графическом, филологическом, физической культуры и социальной безопасности, социально-педагогическом, информатики, коррекционной педагогики и психологии, педагогики и методики начального образования, технологии и предпринимательства, естествознания, иностранных языков, истории и права, дополнительного образования. Активно развивается заочное обучение. Каждый год профессорско-преподавательский состав института пополняется новыми квалифицированными кадрами.

Открываются в вузе и непедагогические специальности, такие как журналистика, менеджмент организации, социально-культурный сервис и туризм, психология, перевод и переводоведение, прикладная информатика (в образовании, в экономике), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, домоведение, дизайн, социальная работа, декоративно-прикладное искусство и другие.

Все течет, все меняется

Институт прилагает значительные усилия по повышению эффективности учебного процесса. Внедряются инновационные технологии обучения и оценки знаний: тестирование, рейтинговая система, использование компьютеров нового поколения, работа с электронными базами данных и сетью «Интернет».

Насыщенной жизнью живут студенты. Так, например, историки успешно занимаются археологическими исследованиями в Зауралье, спортсмены с факультета физической культуры добиваются побед на чемпионатах России и мира, ребята с иняза уже традиционно проходят стажировки за рубежом, а филологи пополняют ряды не только учителей, но и журналистов.

Гордостью вуза является созданный в 1998 году студенческий педагогический отряд «Альтаир». Вожатые из ШГПИ работают в 18 детских оздоровительных лагерях всей страны: от «Океана» на Дальнем Востоке до «Орленка» на Черном море, не говоря уже о здравницах Курганской области. «Альтаир» получил широкое признание на всероссийских слетах педагогических отрядов в Москве и Казани, на встрече организаторов отдыха детей и молодежи в Анапе, а также на Всероссийской научно-практической конференции педагогических отрядов в Челябинске. Несколько лет подряд он получает звание лучшего педагогического отряда Курганской области.

Интенсивно развивается научная жизнь. Ежегодно ШГПИ проводит несколько научных конференций, в том числе международных, издаются «Ученые записки». Действуют научные школы, многие из которых достигли признания в своих областях.

Словом, ставить высокие цели, добиваться их и снова двигаться вперед - вот занятие каждого, кто ежедневно переступает порог ШГПИ.

Штрихи к портрету

Современная студенческая профсоюзная организация в институте существует около десяти лет, и ее работа является важной и неотъемлемой частью студенческой жизни. Сразу после образования профкома на его базе была организована работа педагогических отрядов. Профсоюзная организация дает студентам возможность принять участие в общественной жизни института, расширить круг своих интересов и возможностей, развить личностные и деловые качества, получить практические навыки управления коллективом и общения с людьми, приобрести опыт и навыки работы, позволяющие после окончания вуза быть конкурентоспособными специалистами.

С. ПАПИРОВСКАЯ, Н. МИНИНА, Е. ЕФИМОВА