Как показала московская встреча, в развитии образования наших стран и тех задачах, которые решают профсоюзы сегодня, много общего. Но есть и отличия. Например, в Сербии интересы работников отрасли представляют несколько профсоюзов. По словам Бранислава Павловича, несмотря на демократические реформы в стране, государство сделало все, чтобы разделить профсоюзной движение. Профсоюз, который он возглавляет, - самый крупный, в него входят 40 тысяч из 120 тысяч человек, работающих в сфере образования Сербии. Это сотрудники всех учебных заведений от школ до университетов.

«Думаю, оба наших профсоюза сегодня живут в ожидании того, как будет развиваться экономический кризис, - начала после приветствий Галина Меркулова. - Пока руководство государства заверяет нас в том, что будет делать все возможное, чтобы выполнить все ранее взятые обязательства. Пока оно пытается сохранить на том же уровне форд оплаты труда, который беспокоит нас в первую очередь. Что касается увольнений, то этот процесс, связанный с оптимизацией образования, начался уже давно, к нему добавился и демографический спад. Мы ведем системный мониторинг по этим вопросам, чтобы иметь возможность регулировать ситуацию».

Галина Ивановна упомянула и о том, что в России каждый регион имеет право устанавливать свою систему оплаты труда, и процесс этот очень трудный. Сербским коллегам было сложно понять, почему даже в одном городе доходы учителей могут значительно отличаться. В Сербии работники образования одной категории получают одинаковую зарплату независимо от территории.

Уровень оплаты труда фиксируется в коллективном договоре, который заключается между профессиональными союзами и правительством. При этом в переговорах с властью участвуют те профсоюзы, которые объединяют более 10 процентов от всех работников отрасли. В образовании таких три. Около 30 процентов работников отрасли вообще ни в одном профсоюзе не состоят, но действие коллективного договора распространяется и на них. Подобная ситуация нам знакома. Но если в России идет сокращение профсоюзных рядов, вызванное закрытием малокомплектных школ и увольнением педагогов, то в Сербии такой проблемы нет. Профсоюз, которым руководит Бранислав Павлович, растет. Сельские школы никто не закрывает, даже те школы, где какое-то время училось два-три ученика, уцелели. Не было в Сербии и демографического спада. И это несмотря на гражданскую войну, которая длилась несколько лет!

Начавшийся год для сербского образования будет очень трудным. Несмотря на заключенный договор с правительством, по которому зарплаты должны вырасти на восемь процентов, повышения не будет из-за экономического кризиса и большого дефицита бюджета. Сейчас профсоюзы борются за то, чтобы зарплаты хотя бы не урезались. Профсоюзные лидеры двух стран сошлись на том, что в сегодняшней непростой ситуации главное - сохранить зарплаты и рабочие места в сфере образования.

Ситуация с коммерческими услугами в образовании наших стран тоже во многом похожа. «В университетах, которые предоставляют платные услуги, зарплата работников может быть выше, чем в других вузах, и достигает 2,5 тысяч евро, - рассказал Бранислав. - Платные факультеты в основном юридические и экономические, там и самые высокие доходы у преподавателей. Государственная зарплата профессоров - тысяча евро, остальное они получают за счет платного образования. В начальных и средних школах учителя зарабатывают 350-400 евро. Причем в детских садах зарплаты воспитателей часто приближены к тем, что получают учителя в школах». Сербский профсоюзный лидер рассказал и о том, что в частных школах и университетах невозможно создать профсоюзные организации. Качество знаний там ниже, а зарплаты у педагогов больше.

В заключение беседы зашла речь о международном значении русского языка. Сербские коллеги отметили, что он, безусловно, должен стать одним из интернациональных. Ведь в странах СНГ русский остается языком межнационального общения. Российские коллеги, конечно, поддержали это мнение. Сейчас готовится к открытию сайт Интернационала образования на русском языке.