Занимаясь поиском путей формирования родительского сообщества, МГПИ пришел к выводу о необходимости создания Академии родительства как формы развития сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Для реализации этой идеи был создан стратегический совет, в него, в частности, вошли первый проректор МГПИ Татьяна Иванова и проректор Лариса Осечко. Кроме того, были созданы научно-методические объединения преподавателей и педагогов московских образовательных учреждений. В результате их совместной деятельности систематизированы концептуальные основы и создана Академия родительства, сформулированы принципы такой формы сотрудничества семьи и детского сада. Это нашло отражение в идее создания комплекта методических пособий для родителей и педагогов. Кроме того, материалы, посвященные Академии родительства, были опубликованы в «Учительской газете - Москва».

Какие же результаты работы академии мы считаем наиболее значимыми? Это создание программ практикумов для педагогов ДОУ, циклов конспектов семейных гостиных и детско-родительских клубов. На базе 20 детских садов Москвы были проведены деловые игры и «круглые столы», семинары-практикумы и тренинги детско-родительских отношений, творческие мастерские. Эта работа нашла также отражение в проведении конкурсов детско-родительских проектов, в частности, городского конкурса «Солнечный зайчик», который вошел в программу «Столичное образование-5».

Создано веб-кольцо сайтов, обеспечивающее дистанционную работу с родителями, а также психолого-педагогическую поддержку семей, дети которых не посещают детские сады, и методическую помощь родителям воспитанников московских садиков. В рамках работы этих сайтов были продолжены традиции проведения семейных гостиных и педагогических мастерских, конкурсов детско-родительского творчества.

Сегодня заочные формы академии действуют при поддержке трех сайтов, один из них - сайт Академии родительства (http://rod-akademiya.narod.ru). При переходе на следующий уровень формирования сетевого партнерства мы воспользовались возможностями еще двух сайтов: педагогического Интернет-клуба (http://pik100.ucoz.ru), который был специально создан для этого, и сайта «Одноклассники». После этого появились и международные проекты, когда в деятельность Академии родительства включились свыше 35 стран мира и 17 регионов Российской Федерации. В частности, по их заказу было создано несколько проектных групп, и одна из них разрабатывала серию программно-методических пособий, которые представлены в Академии родительства, например «Давайте говорить по-русски».

В академию оказались вовлеченными свыше 2300 человек - родители, воспитатели и учителя, коррекционные педагоги, психологи и семейные психотерапевты, детские врачи. В процессе их взаимодействия в течение года было организовано свыше 220 интернет-форумов и интерактивных консультаций. Для того чтобы сплотить людей, мы предложили им серию деловых игр, например «Кладовая радости». Когда люди объединились, оказалось возможным создать электронную энциклопедию родительства. В рамках работы академии прошли интересные конкурсы, например конкурс мобильных открыток, в котором принимали участие родители из России, Украины, Молдавии, Греции, Италии, США. Сегодня ежемесячно проводятся конкурсы детско-родительских творческих проектов и тренинг сочинения семейных историй по самопомощи, созданы виртуальная энциклопедия Академии родительства и цикл электронных дайджест-журналов для детей и родителей, методических пособий для педагогов и родителей. Другими словами, мы смогли обобщить проблемные ситуации, которые волновали родителей разных городов России, разных стран. Проблемные ситуации, о которых они нам рассказывают, мы обобщали по алфавитно-тематическому принципу. Так родилась энциклопедия жизненных ситуаций, когда каждый специалист из той или иной страны демонстрировал оригинальный подход, присущий этой стране, учитывающий ее особенности, а также мог предложить свои варианты разрешения этой ситуации.

Кроме того, на сайте Академии родительства были проведены несколько коллективных проектов: «Оч.умелые ручки» - семейная мастерская, «Дети на кухне, или кулинарная академия», «Семейный досуг - вечер фокусов», «Библиотека победных игр для всей семьи». Каждый месяц мы проводим фотоконкурс «Наша дружная семья», который тоже стал международным, в первом победила семья из Молдавии, а в последнем - семья из США.

В результате такого широкого сотрудничества возникло множество интернет-журналов, которые находятся в свободном доступе, и все могут к ним обратиться, используя в качестве методических пособий для родителей и педагогов.

Когда мы поняли, что сотрудничество налажено, что мы интересны, что московскими разработками стали пользоваться, поступило предложение из США провести совместный тренинг сочинения всемирных историй по самопомощи. Наиболее популярными оказались истории для молодой мамы. Оказывается, во всех странах мира молодые мамы одинаково сильно переживают, что плохо воспитывают ребенка, а мы стараемся, наоборот, показать, что они хорошие мамы, нужно всего лишь поверить в себя и своего ребенка.

Естественно, мы осознаем, что, вступив на путь развития дистанционных форм сотрудничества семей и формирования партнерства педагогов из разных стран мира, нужно готовить к этому специалистов. У нас уже есть опыт подготовки организаторов и специалистов для дошкольного образования, мы действительно создаем основы для выпуска грамотных заведующих и методистов ДОУ. Но мы понимаем, что для выхода на дистанционные технологии нужны специальные программы, и уже подготовили программу, которая учитывает весь наработанный опыт и позволяет овладеть дистанционными технологиями. Это программа факультатива «Основы гувернерского дела», программа раннего изучения иностранного языка и так далее. Студенты не только присутствуют на лекциях и семинарах, они еще участвуют в наших «круглых столах» и творческих мастерских. Например, был проведен конкурс по воспитанию ответственного родительства - студенты проектировали образы своих будущих детей, а потом обсуждали их с родителями и воспитанниками детского сада, которые участвовали в семейной гостиной. Мы уже создали специальный цикл видеомастерских.

На определенном уровне взаимодействия к нашему факультету дошкольного образования подключается факультет английской филологии, при его участии разработаны аналогичные факультативы Академии родительства и мультимедийные журналы по раннему обучению иностранным языкам. У нас уже есть заказ из-за рубежа на разработку таких журналов для семей, проживающих вне России и имеющих детей с проблемами языковой и социальной адаптации.

У нас есть несколько программ повышения квалификации, в частности, по курсу «Организационно-педагогические и психологические проблемы взаимодействия с семьями детей, усыновленных зарубежными гражданами, по обучению русскому языку и приобщению к родной культуре». Уже издано пособие «Социализация детей-сирот в условиях семьи и детского сада», где есть рекомендации для семей и детских садов общеразвивающего и компенсирующего видов, которые в рамках экспериментальной работы берут детей из детских домов и занимаются их интеграцией в среду сверстников.

Каков же итог нашей работы? Самое главное, что мы сделали, - это разработка содержания и технологии организации дистанционных форм сотрудничества семей и образовательного учреждения. Нынче в Академию родительства входят более 200500 человек, каждый месяц прибывают примерно еще по 300 человек, и это в основном родители, в том числе те, чьи дети не посещают детские сады. Мы разработали технологию сетевого родительского партнерства в России и за рубежом. Это говорит о том, что мы многое можем вместе и обязательно это сделаем.

От редакции

Если у вас есть вопросы, обращайтесь в МГПИ по адресам: mhpi@mhpi.ru и rod-akademiya@yandex.ru