- В работе нашей секции приняли участие более ста человек, состоялся очень заинтересованный разговор, предметный обмен опытом. Участники секции обсудили вопросы, которые далеко выходят за рамки обозначенной темы, так как их волновали проблемы совершенствования законодательства, нормирования труда, нормативного финансирования, обеспечения деятельности ДОУ и многие другие. Мы не могли не коснуться тех вопросов, которые повторяются в каждой аудитории, - вопросов, связанных с уровнем заработной платы воспитателей ДОУ. Сегодня она составляет 45% от средней зарплаты по всем отраслям экономики и на треть ниже, чем в школах. Большое внимание мы уделили введению новых систем оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях, попытались проанализировать первые последствия их внедрения в регионах.

По итогам обсуждения наша секция сформулировала следующие предложения.

1. Для успешной реализации задачи повышения доступности и качества дошкольного образования необходим комплексный системный подход к поэтапному решению вопросов нормативно-правового, кадрового, материально-технического обеспечения и научно-методического сопровождения деятельности дошкольных учреждений.

2. Необходимо включить в национальный проект «Образование» дополнительные меры государственной поддержки дошкольных учреждений и работников ДОУ из федерального бюджета (при условии софинансирования этих мер из региональных и муниципальных бюджетов):

установить на конкурсной основе ежегодное денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей для 5000 лучших работников;

предусмотреть ежегодную государственную поддержку 1500 учреждений, реализующих инновационные программы дошкольного образования и эффективно применяющих здоровьесберегающие технологии, в размере 1 миллиона рублей;

установить воспитателям детских садов и других образовательных учреждений, где созданы группы для детей дошкольного возраста, доплаты за работу с родителями в размере 1000 рублей.

3. Предусмотреть на федеральном уровне меры по повышению социальных гарантий для воспитателей и руководителей ДОУ:

снизить для воспитателей норму часов педагогической работы за ставку до 30 часов, как это установлено для воспитателей групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов;

приравнять воспитателей ДОУ по продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска к воспитателям групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов, установив им отпуск 56 календарных дней;

восстановить для заведующих ДОУ и их заместителей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

4. Внести изменения в Закон РФ «Об образовании» (ст. 29, п.6.1) и Федеральный закон №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.26.3), предусматривающие обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование посредством выделения субвенций местным бюджетам на дошкольные учреждения в размере, необходимом для реализации этих программ в части финансирования расходов на оплату труда работников указанных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.

5. Требуется расширять подготовку воспитателей с высшим образованием для ДОУ, а также педагогов-психологов.

6. Актуальна организация подготовки (переподготовки) работников ДОУ, непосредственно работающих с детьми (помощников воспитателей и других).

7. Предложить Минобрнауки РФ инициировать внесение дополнений в Закон РФ «Об образовании» в целях законодательного установления обязательного повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, в том числе ДОУ, не реже одного раза в 5 лет на бюджетной основе.

8. Совершенствовать систему повышения квалификации и увеличить бюджетные ассигнования на эти цели.

9. Совершенствовать и повышать оплату труда работников ДОУ.

10. Необходимо проводить государственную политику в области оплаты труда работников дошкольных и иных образовательных учреждений, оказывающих социальные услуги населению.

11. Ускорить установление на федеральном уровне базовых окладов (базовых должностных окладов), ставок заработной платы по утвержденным Минздравсоцразвития РФ профессиональным квалификационным группам работников, как минимальных государственных гарантий по оплате труда работников ДОУ и иных образовательных учреждений.

12. Внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся состава МРОТ.

Дополнить статью 129 абзацем следующего содержания: «Минимальный размер оплаты труда - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».

Дополнить статью 133 абзацем следующего содержания: «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».

13. Провести всероссийский семинар-совещание в городе Перми по вопросам нормативно-подушевого финансирования ДОУ и новым формам организации бюджетных услуг в сфере образования.

14. Оргкомитету форума организовать разработку и сбор предложений по критериям конкурсного отбора муниципальных образований, реализующих программы развития дошкольного образования в рамках ПНПО.

15. Ускорить утверждение на федеральном уровне требований к структуре образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, в том числе для введения нормативного финансирования ДОУ, определения стоимости бюджетной услуги в сфере дошкольного образования.

16. Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением активизировать разработку и реализацию предложений, направленных на совершенствование систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, подготовку разъяснений по актуальным вопросам оплаты и нормирования труда работников образования, в том числе совместно с Минздравсоцразвития России.

17. Предложить Минобрнауки России подготовить инструктивно-методическое письмо в адрес органов управления образованием субъектов РФ о порядке переподготовки лиц, имеющих педагогическое образование, но длительное время не работавших по специальности и желающих продолжить работу в образовательных учреждениях.

18. Организовать на федеральном уровне конкурсы «Воспитатель ДОУ», «Лучшая программа развития ДОУ», «Детский сад будущего», «Детский сад - от настоящего к будущему».

19. Создать единый банк данных о системе дошкольного образования на региональном уровне.

20. Принять меры для развития нормативно-правовой базы дошкольного образования в целях обеспечения легитимности ведения образовательной деятельности в этой сфере индивидуальными предпринимателями.

21. Внести дополнения в типовое положение о ДОУ, включив в их перечень мини-сады и другие формы организации дошкольного образования.

22. Создать федеральную программу по разработке современных типовых проектов для строительства ДОУ разной наполняемости.

23. В связи с развитием в ряде регионов социально-педагогического партнерства «дошкольное образовательное учреждение - семья» в оказании услуг родителям в пре- и перинатальный периоды жизни ребенка предлагается:

включить в систему дошкольного образования пре- и перинатальный периоды развития ребенка, создать нормативную правовую базу для закрепления права оказания услуг семье в эти периоды на базе ДОУ;

предусмотреть кадровое обеспечение для работы ДОУ с семьями, имеющими детей от 6 месяцев до 2-3 лет;

организовать подготовку специалистов по семейному воспитанию в системе дошкольного образования, предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам ДОУ за работу с семьями в формате инновационной деятельности.

24. Восстановить методическую службу по работе с дошкольными образовательными учреждениями в органах управления образованием, обеспечить эти службы соответствующими специалистами.

25. Разработать федеральную целевую программу безопасности жизнедеятельности ДОУ.