- Мы должны говорить не только о структуре дошкольного образования, но и о том, какие требования должны предъявляться к условиям реализации его программ. Перед Всероссийским форумом мы собрались в Калмыкии за «круглым столом» и почувствовали ту боль, которую испытывают педагоги и руководители ДОУ. Система дошкольного образования в нашей республике работает в нищенских условиях. Но, к моему удивлению, коллеги больше говорили о проблемах научного обоснования своей деятельности, о тех требованиях, которые родители и общество предъявляют к системе дошкольного образования, о том, каким должно быть его содержание. Безусловно, все это очень важно. Мы, педагоги, в конце концов договоримся и о стандартах дошкольного образования, и о программе, и о том, что мы должны получить на выходе из ДОУ. Но создаст ли государство условия для того, чтобы все это осуществилось в реальности? Мы видим, что происходит в муниципалитетах и в дошкольных учреждениях дотационных регионов, и надежда на действия государства вызывает огромные сомнения. Тут и низкая заработная плата, и недостаточное питание, и отсутствие научного оснащения педагогического процесса, и нищая материальная база. Безусловно, государство время от времени демонстрирует обществу заботу о дошкольном образовании. Государство выделило огромные суммы на компенсацию родительской платы за пребывание ребенка в ДОУ, но как конкретно это отразилось на качестве обучения в детском саду? Сегодня все как один работники дошкольного образования говорят: никак не отразилось! Эти 150 рублей получают более или менее обеспеченные семьи, которые могут заплатить за своего ребенка. А матери-одиночки как раньше не могли отправить ребенка в детский сад из-за отсутствия денег, так и сейчас остались без помощи и поддержки. Думает ли наше государство о том, что нужна специальная программа на муниципальном уровне для того, чтобы и эти дети ходили в детский сад? Школа сегодня «болеет», потому что в первый класс приходят плохо подготовленные дети, а это как раз и закладывается в дошкольном возрасте. Мы знаем, что по Конституции РФ уровень образования не должен зависеть от места проживания родителей ребенка, воспитатель или учитель не виноват в том, что он работает в дотационном или отсталом регионе. Воспитатель, который четверть века проработал в детском саду, имеет высшую квалификационную категорию, высшее образование и звание почетного работника, получает 4356 рублей, что на 26 рублей выше зарплаты нянечки. Наши молодые воспитатели, окончив Калмыцкий государственный университет, уезжают в Москву, устраиваются на работу в семьи и воспитывают детей. Никто не хочет идти в ДОУ. Если эти проблемы не будут решены на государственном уровне, то все наши научные обоснования не найдут практического применения. Воспитатели всех регионов России должны добиваться, чтобы реализация программ, над которыми они работают, финансировалась из регионального бюджета, а не муниципального. Нужно законодательно закрепить ответственность государства за уровень зарплаты работников системы дошкольного образования. Поэтому мы должны внести предложения депутатам о создании государственной программы по выравниванию экономического развития регионов.