- В последние два года мы занимаемся разработкой единых требований к результатам дошкольного образования. Мы имеем структуру программы, то есть то, что определяет процесс, мы имеем условия реализации, то есть кадры, деньги, материально-техническое и информационное обеспечение, но возникает вопрос: когда все есть, что нужно строить? Необходимо определить, что может и должно быть результатом дошкольного образования, что мы хотим получить на выходе. В этом и заключается одна из главных проблем. Сейчас мы рассматриваем результат деятельности дошкольного образования исключительно как охват детей. Сколько детей приняли в ДОУ, такова и оценка их работы: 70% - хорошо, 90% - просто отлично. Желательно получить 100%, и будет все прекрасно. А что там происходит с детьми, какими они оттуда выходят, таких оценок пока нет. Поэтому одна из наших главных задач - определение оценки результативности дошкольного образования. В результате опроса, проведенного РАО в 18 регионах РФ, мы сформулировали требования к результатам общего образования, теперь, если позволит финансирование, точно такую же процедуру нужно провести в дошкольном образовании. Если мы сможем сформировать портрет выпускника ДОУ, то поймем, как выстраивать и программы, и все остальное обеспечение образовательного процесса в дошкольных учреждениях, какие рекомендации давать семьям.

Дошкольное образование - это не сейф, а «социальный лифт», который формирует успешность маленького гражданина Российской Федерации на его возрастном уровне. Задача, которую ставит перед собой наш институт, прежде всего заключается в том, чтобы добиться превращения дошкольного образования в ступень общего образования. Чем важны планируемые результаты? Мы часто говорим о преемственности ступеней образования. Сегодня ее нет по одной простой причине: примерные программы в рамках действующего образовательного минимума на разных ступенях разрабатывались разными людьми, исходя из разных посылок. Мы должны считать планируемые результаты дошкольного образования той точкой, которая определит требования к первокласснику при поступлении в школу. Но нужно исключить избыточную перегрузку ребенка на этапе дошкольного детства. Сегодня речь идет о создании нового поколения программ, методической литературы, которая необходима для современного дошкольного образования.