Прежде всего, женщина по своей природе противоречива, многогранна и непредсказуема в ряде ситуаций, к ней нужен особый психологический подход, основанный на знании специфики ее психологии, физиологии и мотивации поведения. В условиях армии эти проблемы значительно усложняются. Кроме того, воинская деятельность накладывает на женщину определенный отпечаток. В последние годы в профессиональной психологии появилось новое понятие «профессиональная деформация». Это сказывается на семейно-бытовых и культурно-досуговых отношениях, в которых женщины начинают проявлять излишний командный тон. Ученые называют это маскулинизацией женского мышления и восприятия окружающего мира. К тому же, в воинских коллективах, где мужчины формируют приоритетные ценности общения, женщины вынуждены подстраиваться под них. И, наконец, одна из наиболее сложных психологических проблем управления профессиональной деятельностью военнослужащих-женщин - уровень гендерной (межполовой) культуры офицеров-руководителей. От нее во многом зависит эффективность деятельности военнослужащих-женщин.

Как показывают исследования, многие неоправданные конфликты, возникающие на гендерной основе, происходят по вине офицеров-руководителей, не умеющих создать необходимые условия для самореализации женщин. Перед командирами и офицерами-воспитателями возникает целый ряд проблем оптимизации психологических аспектов управления, воспитательной работы с военнослужащими-женщинами. Это создание условий для первичной психологической адаптации женщин к военной среде. Более легко она проходит у жен военнослужащих, их родственников. Это объясняется привычкой к законам военной жизни.

Особая ситуация с девушками-курсантами. Как показали психологические исследования А. Каминер (Военная Академия РВСН имени Петра Великого) и С. Рыкова с девушками-курсантами юридического факультета Военного университета, наибольшее число внутренних личностных конфликтов возникает у тех девушек, которые приходят в военную среду из гражданской.

Опросы офицеров показали, что 76% руководителей расценивают военно-профессиональные достижения военнослужащих-женщин как патологию, усматривают в них элемент маскулинизации и считают, что «адекватная женщина в военной среде - ненормальная женщина». Это свидетельствует, что большинство офицеров не готовы воспринимать военнослужащих-женщин как равноправных, а их успехи на военном поприще даже считают аномалией.

Запрещение женщинам поступать в военные академии (1977 г.) довело ситуацию их военно-профессиональной самореализации до абсурда. В то время как в сухопутных войсках США число женщин-полковников превысило 200 человек, в Российских Вооруженных Силах их в 10 раз меньше. Глубоко убеждена: пока женщины не будут допущены в военные академии, вопрос их профессиональной дискриминации будет оставаться открытым. К слову, на это было обращено особое внимание на Всероссийском женском форуме, состоявшемся 7 декабря 2000 г. в Москве.

Назрела и необходимость более активного просвещения военных кадров, проведения целевых исследований по целому кругу вопросов, касающихся социально-правовой защиты военнослужащих-женщин, их профессиональной занятости, путей активизации личностного потенциала, экспертизы российского законодательства, регламентирующего военную службу женщин.

В отличие от армий высокоразвитых стран (США, Канады, Австралии, Великобритании, Франции, Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии), где устранены основные противоречия служебной карьеры военнослужащих-женщин, в России сложилась аномальная ситуация. Налицо противоречие между значительным участием женщин в реализации воинских функций и заниженным служебно-должностным статусом военнослужащей-женщины.

В процессе исследований психологических качеств военнослужащих-женщин стало ясно, что они и офицеры-руководители высказывают одинаковые суждения по поводу личных качеств, которыми необходимо обладать женщинам для успешной профессиональной деятельности. Это трудолюбие, профессионализм, порядочность, коммуникабельность, дисциплинированность. 80% военнослужащих-женщин утверждают, что стремятся совершенствовать профессиональное мастерство, и постоянно делают это, 70% выражают уверенность, что при необходимости способны выполнять реальные боевые задачи.

Военнослужащие-женщины оценивают свою психологическую готовность к участию в боевых действиях как «готовы полностью».

Мнения командиров и начальников о службе женщин таковы: одобряют - 70%; не одобряют - 20%; затрудняются ответить - 10%.

Уровень профессиональных навыков и дисциплинированности военнослужащих-женщин офицеры-руководители оценивают как средний. Они считают, что женщины могут успешно работать на должностях: в медицинской службе - 35%; специалистами средств связи и радиотехнического обеспечения - 35%; в культурно - досуговой сфере - 15%; в военно-педагогической и военно-исследовательской сфере - 9%; в сфере воспитания военнослужащих-женщин - 4%; в управленческой (командной) -1%; членами экипажей боевых расчетов, самолетов, вертолетов - 1%.

Офицеры-руководители считают, что военнослужащие-женщины проявляют в службе такие качества: старательность и прилежность в выполнении своих обязанностей; минимальное количество нарушений; ровное и устойчивое отношение к командирам, но избирательное отношение к обязанностям; ориентация на службу, а не на личность командира; заинтересованное отношение к службе, зависимость отношения к начальнику от содержания предъявляемых требований; бескорыстие, ориентация на избежание взысканий любой ценой, даже путем обмана командира; склонность к неискренности; конфликтность.

Командиры и начальники считают, что женщины оказывают положительное воздействие на атмосферу воинского коллектива. Психологическую готовность военнослужащих-женщин к участию в боевых действиях оценивают так: готовы частично - 20%; затрудняются ответить - 20%; не готовы -10%; готовы полностью -50%. Если придется выполнять с военнослужащими-женщинами реальные боевые задачи, офицеры уверены в них: в большей части - 70%; минимально - 10%; затрудняются ответить -10%; не уверены ни в ком - 10%.

К перспективам службы военнослужащие-женщины относятся так: будут служить до предельного возраста - 50%; до получения права на пенсию - 40%; до получения жилья - 5%; еще не решили - 3%; до истечения срока контракта - 2%.

Жизнь свидетельствует, что объективные процессы феминизации Вооруженных Сил России нуждаются в более предметном анализе, выделении в нем специального психологического аспекта как условия эффективного формирования важных профессиональных психологических качеств военнослужащих-женщин.