- В нашей секции работали 50 человек, представлявших все федеральные округа страны. Вопросы, которые мы обсуждали, можно разбить на несколько блоков. Один из них связан с необходимостью подготовки инструктивно-методических писем для регионов, посвященных штатам дошкольных учреждений. Нужно устранить разночтения действующей нормативной базы по статусу медицинской сестры (четыре документа определяют этот статус, и в субъектах РФ они толкуются по-разному). Также есть проблемы со статусом дефектологов, логопедов, других узких специалистов ДОУ.

Второй блок вопросов связан с кадрами, с их подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации работников дошкольного образования. Сегодня все отдано на откуп субъектам РФ, и картина довольно пестрая.

Кроме того, участники секции говорили о несовершенстве нескольких положений. Это не только Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, принятое в 2008 году, но и устаревшее Положение о ресурсном центре от 1998 года. Новое положение находится в стадии подготовки, надеемся, что до конца года нам удастся завершить эту работу. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии тоже устарело, и над ним мы также работаем.

В целом наша секция предложила:

1. Предусмотреть при разработке интегрированного Закона РФ «Об образовании» раздел, посвященный обучению и воспитанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

2. При разработке стандартов общего образования, требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования обеспечить реализацию задач по образованию детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

3. Совершенствовать работу по развитию инклюзивного образования в России, в том числе:

- обновить перечень заболеваний детей, дающих право на бесплатное посещение ДОУ, и дать методические рекомендации по его использованию;

- изучить опыт работы межведомственной группы при администрации Санкт-Петербурга по разработке и внедрению моделей совместного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с остальными детьми;

- развивать использование дистанционных форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе на базе региональных ресурсных центров.

4. Использовать опыт отдельных регионов по разработке и реализации целевых региональных программ в области улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях (питание, оснащение медицинских кабинетов и т. д.).

5. Обязать учреждения здравоохранения готовить рекомендации для родителей и педагогов по итогам диспансеризации детей.

6. Подготовить разъяснения в адрес руководителей региональных органов власти, учреждений образования и здравоохранения, государственных органов надзора по вопросам лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях, разграничению функций по медицинскому обслуживанию детей и включению в штатное расписание соответствующих учреждений медицинских работников.

7. Минздравсоцразвития РФ совместно с Минобрнауки РФ при участии отраслевых профсоюзов разработать тарифно-квалификационные характеристики для медицинских работников образовательных учреждений (например, медсестры детского сада).

8. Предусмотреть для данной категории работников льготы, установленные для медицинских работников учреждений системы здравоохранения.

9. Предусмотреть возможность включения в штатное расписание неспециализированных ДОУ узких специалистов (логопедов, дефектологов).

10. Минздравсоцразвития, Минобрнауки РФ, регионам, учреждениям профессионального образования предусмотреть совместные программы целевой переподготовки логопедов, дефектологов для ДОУ.

11. Предусмотреть специальную подготовку медсестер образовательных учреждений.

12. Возобновить работу Федерального экспертного совета по коррекционной педагогике.

13. Обязать территориальные органы Роспотребнадзора при годовом анализе санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе включать в доклад анализ влияния условий образования и воспитания на состояние здоровья детей (с учетом данных диспансеризации и используемых методик образования).

14. Обеспечить сохранение в штатах ДОУ логопедов и дефектологов при переходе на новую систему оплаты труда.