- Значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества (мышление, память, внимание, воображение, речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях позволят ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию. Конечным итогом этой большой работы мы видим существование в стране надежной, стабильной, гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая гарантированно обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Министерство образования и науки РФ в своей работе исходит из того, что дошкольное образование - компетенция и полномочия муниципального уровня власти. Вместе с тем это не мешает на практике занимать не позицию стороннего наблюдателя, а позицию активного участника всех процессов. Мы считаем, что система дошкольного образования - наше общее дело. На федеральном уровне были приняты нормативные документы, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Это установление предельного размера родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установление форм материальной поддержки семей через компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ. Принципиально важно, что впервые поддерживается не учреждение, а получатели услуг, родители детей дошкольного возраста. В 2007 году получателями компенсации стали 3,8 миллиона человек (в среднем - 269 рублей в месяц). Федеральный бюджет выделил на эти цели 8 миллиардов рублей, однако практически 1,5 миллиарда рублей оказались невостребованными: не все родители, имеющие право на компенсацию, им воспользовались из-за громоздкого механизма выплаты в некоторых регионах страны. Процесс нормотворчества не завершен, предусмотрена разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации.

Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения. Примером могут служить Волгоградская, Белгородская, Ростовская области, Республика Мордовия, Москва, Санкт-Петербург и другие регионы, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в ДОУ, то есть сроки предоставления мест будут соответствовать пожеланиям родителей, имеющих детей дошкольного возраста. В значительной части субъектов РФ (в их числе Курская, Брянская, Калужская, Томская, Тюменская, Челябинская области, Ненецкий автономный округ и другие) планируется сократить очередность более чем в два раза и уменьшить сроки предоставления мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, с 1,5-2 лет до 3-6 месяцев.

В субъектах РФ предпринимаются меры по повышению оплаты труда работников дошкольного образования. В Орловской области устанавливаются гранты лучшим воспитателям, в Красноярском крае разработана краевая целевая программа «Дети», за 2007-2009 годы планируется оказать грантовую поддержку 222 муниципальным ДОУ и выплатить денежное поощрение 1500 воспитателям. В Калмыкии с 2007 года проводится конкурс среди дошкольных учреждений на соискание премии главы республики в размере 100 тысяч рублей. В Челябинской области с 2006 года выплачиваются гранты губернатора 100 лучшим ДОУ (в 2006 году размер гранта составил 100 тысяч рублей, в 2008-м - 150 тысяч рублей, в 2009-м - 200 тысяч рублей), с сентября 2007 года введены ежемесячные доплаты воспитателям в размере 1000 рублей и помощникам воспитателей в размере 500 рублей за счет регионального бюджета.