Интерес к секции вполне объясним. За последние 5 лет в стране принято почти 200 законодательных инициатив. Разобраться в их нюансах непросто даже профессионалам. Не зря в последнее время все активнее обсуждается вопрос о необходимости принятия Образовательного кодекса - интегрированного акта, который объединит всю законодательную базу. Собственно, этот законопроект есть в планах Минобрнауки России. Предположительно, сказал на секции Григорий Артемович, он может быть внесен в Госдуму в конце 2010 года.

Самый свежий закон на текущий момент - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» - №18-ФЗ, подписанный Дмитрием Медведевым 10 февраля этого года. Закон дает определение, что такое федеральный университет, а также разъясняет, какие вузы могут претендовать на категорию «национальный исследовательский университет» (НИУ). Согласно закону эта категория «устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий». Важно помнить, что по результатам оценки эффективности реализации программ развития университет может лишиться этой категории. В отличие от категории НИУ статус федерального университета присваивается на постоянной основе. Это законодательно закрепленный новый вид университетов, подчеркнул Григорий Балыхин и сориентировал ректоров в сроках конкурсного отбора на присвоение категории НИУ: он стартует в июне текущего года, а на поддержку победителей будет выделено около 3 миллиардов рублей.

К новым законодательным инициативам, впрямую касающимся ректорского корпуса, относится, по словам Григория Балыхина, законопроект о правовом регулировании студенческих отрядов. Есть изменения с оплатой процедур лицензирования и аккредитации. Эти средства будут предусмотрены в федеральном бюджете и переданы в Рособрнадзор, таким образом, вузам не придется их оплачивать.

У ректоров было немало вопросов к Григорию Балыхину. Например, когда наконец будет узаконено дистанционное образование. Ведь даже в кризис вузы могли бы зарабатывать, используя эту технологию обучения не только для российских, но и для зарубежных студентов. Григорий Артемович ответил, что как раз это направление законодательной деятельности весьма перспективно: проведены парламентские слушания, создан экспертный совет. В свою очередь председатель думского комитета попросил ректоров поддержать своих студентов - рассматривать в индивидуальном порядке возможность рассрочки оплаты обучения, а также скорректировать уставы вузов, дабы устранить препятствие перевода отлично успевающих студентов-контрактников на бюджет.