Мы живем в эпоху передовых информационных наукоемких и интеллектуальноемких технологий. Современный человек, особенно молодой человек, не мыслит своего существования без компьютера и мобильной связи, а также высокоскоростного Интернета. Появляются все новые технологии в промышленности и производстве предметов широкого потребления, в медицине и образовании. Даже такая, казалось бы, «нетехнологичная» область, как гуманитарное знание, не может сегодня обойтись без механизмов, которые предоставляют современные технологии. Каждый гуманитарий использует компьютеры, средства связи и таким образом соприкасается с плодами высоких технологий. Однако в мире высоких технологий, в современном постиндустриальном мире есть свои проблемы, и заметны они многим, так как лежат на поверхности; существуют также проблемы и в области науки, образования, и не все они связаны с недостатком финансирования. Перед обществом, а значит, и перед научным сообществом, все с большей очевидностью встает проблема не только наращивания научного знания и углубления технического развития, но их осмысления и путей применения в реальной жизни. Сегодня невозможно говорить о воспитании, не упоминая в том числе его религиозную составляющую.

Хорошо известно, что в советское время атеистическое государство прилагало все усилия для того, чтобы возвести барьер, непроходимую стену между наукой и Церковью. В системе советской идеологии наука становилась божеством со всеми атрибутами поклонения научным достижениям. Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, как любые достижения науки возводились в совершенно особое достоинство; обществу предлагалось буквально поклоняться им...

История преподнесла нам суровый урок. Имея блестящую науку, качественное образование, достаточно высокую организацию всего общества, располагая колоссальными ресурсами, мы как великая страна не смогли справиться с исторической задачей, которую перед собой поставили: построить экономически процветающее и справедливое общество. Почему не получилось выполнить эту задачу в условиях, когда весь политический потенциал страны был направлен на то, чтобы осуществить вековую благородную мечту людей жить в процветающем и справедливом обществе? Думаю, стоит еще раз очень внимательно проанализировать причины нашего исторического поражения в XX веке, непредвзято и спокойно подумать, почему это произошло, не делая выводов в угоду той или иной политической силе.

Будучи маленьким ребенком, я спросил у своего отца, который был очень мудрым человеком: «А почему мы так плохо живем?» Отец ответил: «Сыночек, я был бы очень удивлен, если бы мы жили хорошо. Как же это возможно, если мы Бога изгнали из своей жизни?» К этому тезису можно относиться по-разному, в зависимости от убеждений; религиозные люди с этим, несомненно, согласятся, нерелигиозные поставят под сомнение. Но даже если воспринимать религию не с онтологической, а только с социологической точки зрения, изгнание религиозного фактора из сферы образования и общественной жизни было, конечно, колоссальной ошибкой страны и режима, который управлял ею.

Уже сегодня достижения современной науки могут оказывать существенное влияние на порядок мироздания и даже природу его элементов. Мы хорошо знаем о последних изысканиях в области клонирования животных, о попытках клонировать человека, о биомедицинских технологиях, о генной инженерии. Все это демонстрирует колоссальные возможности науки, но одновременно с этим каждое новое исследование ставит мировоззренческие и нравственные вопросы. Ученые осведомлены об этом не меньше, чем представители Церкви. Впервые вопрос о соотношении нравственности и научного поиска, нравственности и человеческого выживания в эпоху индустриального общества возник в связи с развитием ядерных технологий. Когда человечество оказалось способным в одночасье уничтожить само себя, на повестку дня был поставлен вопрос о связи нравственности и выживания, потому что вне нравственного контекста становится чрезвычайно опасным употребление таких разрушительных технологий, как ядерная. Это говорит о необходимости органического соединения нравственности и науки, это самый яркий пример того, как нравственность связана с самим выживанием человеческой цивилизации.

Если продолжать эти аналогии, мы увидим, что любая сфера человеческой деятельности показывает нам пример того, как нравственность связана с темой выживания человеческой цивилизации. Нравственность - то, что отличает человека от животного, это удивительная онтологическая способность человека отличать добро от зла. Если разрушается этот код, человек становится зверем, а если в руках зверя находятся мощнейшие технологии, то человеческое сообщество перестает быть жизнеспособным, оно подвергается колоссальным рискам. Если мы воспринимаем нравственность как условие выживания человеческой цивилизации, то должны понять, что нравственное выживание личности не есть предмет, на который можно обращать внимание по остаточному принципу, - эта тема должна быть в центре внимания. Когда телевидение доносит до нас страшные картины совершенно жуткого поведения молодых людей, которые убивают других только потому, что у них иной цвет кожи и разрез глаз, мы, конечно, шокированы этой информацией, переживаем это, спрашиваем, как же мы докатились до такой жизни. А ведь это происходит не только у нас, и слава Богу, в России такие проблемы не являются столь жесткими и опасными, как в ряде других стран. Существует глобальная проблема потери нравственного начала в жизни людей.

Очень важно не упускать из внимания тему нравственного воспитания личности. Ни школа, ни вуз не должны устраняться от воспитания человека. Сегодня нередко приходится слышать: ну что мы можем сделать - они же, в конце концов, уже взрослые люди, мы высшая школа, а не богадельня, не Церковь, мы не можем воспитывать. Мы с вами должны заниматься воспитанием, и нет никакого оправдания у высшей школы, если она отказывается от величайшего своего предназначения: воспитывать нравственную, высокоинтеллектуальную личность. Воспитание в высшей школе должно отличаться от воспитания в детском саду и начальных классах школы: нельзя менторски никого учить, но нужно создавать систему ценностей. Придя в приличный дом и сев за стол, даже маловоспитанный человек будет стараться правильно использовать вилку и нож, потому что неверное поведение может поставить его в неловкое положение по отношению к той атмосфере, которая в этом доме существует. Если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы высоко поднимем планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, то люди будут бояться выпадать из этой общей системы ценностей. Это самый правильный метод воспитания: не учить, а формировать ценности и обуславливать пребывание человека в системе согласием с этими ценностями. Я не представляю, как можно мириться с «двоечниками» в вузе. Наверное, нельзя мириться и с людьми, которые разрушают основы нравственности.

Действительно, в высшей школе, наверное, поздно воспитывать людей так, как это делается в детстве в семье, но вуз должен стать местом, где царит совершенно особая духовно-нравственная и интеллектуальная атмосфера, чтобы стены вуза «поднимали» человека, возвышали его личность. Ни профессор, ни преподаватель не могут снять с себя ответственности быть нравственным и интеллектуальным примером для молодежи. Молодежь учится на примерах больше, чем на лекциях.

Партнерство науки и религии, светской и духовной систем образования является сегодня чрезвычайно востребованным и необходимым для воспитания творческих, высоконравственных и ответственных граждан, которые бы могли далее развивать науку и ставить ее достижения на службу человечеству.