Наверное, я бы никогда не узнала об истории Галины Обмановой, если бы в ее замечательной школе со спортивным уклоном №1329 не провели старт соревнований Школьной баскетбольной лиги. Мероприятие это было масштабное, с участием именитых гостей - чемпионов мира и Олимпийских игр. На празднике приветствовала собравшихся заместитель руководителя Департамента образования Марина Умрихина, которая дала высокую оценку работе директора Обмановой в интервью многочисленным теле-, радио- и другим журналистам. О том, как замечательно работает Галина Сергеевна, не раз говорила и начальник Западного окружного управления образования Валентина Бадил. Ну что тут думать: уважаемый директор весьма современной и продвинутой школы, новое здание которой открывал сам мэр Москвы Юрий Лужков. И вдруг - обвинение в коррупции и обещание дать Галине Обмановой чуть ли не пятнадцать лет по соответствующей статье УК РФ. Есть от чего впасть в шоковое состояние. Выходит, все годы Галина Обманова просто вводила в заблуждение высоких руководителей, которые были рядом, но ничего не замечали? Но, оказывается, в этой истории далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд, в истории об открытии уголовного дела против директора Центра образования №1329 Галины Сергеевны Обмановой.

Итак, в 2000 году Правительство Москвы и Департамент образования дали задание группе архитекторов на разработку проекта экспериментального здания школы, позволяющего «предоставлять расширенные образовательные услуги на современном уровне с учетом инженерно-технических возможностей здания». Нужно было в результате построить такое образовательное учреждение, где дети бы не только получали полное среднее образование, но и имели возможность заниматься спортом на базе современного физкультурного образовательного комплекса.

Под руководством начальника Западного окружного управления образования Валентины Бадил над проектом работала и Галина Обманова, которую, как говорили, поначалу планировали назначить на должность директора этого учебного заведения. Школа была построена во многом потому, что Обманова дневала и ночевала на стройке. Но она не могла сделать невозможное, поэтому школа по не очень качественному проекту была построена с многочисленными дефектами. Кто принимал ее, кто подписывал акты, кто просмотрел, какое качество у здания - тема для отдельного разговора. Гораздо важнее сейчас то, что изначально многим в ЗАО было хорошо известно, что эксплуатировать школу окажется делом трудным и практически треть школы (если не половина) на выделяемые из бюджета средства по нормативному финансированию использоваться не сможет. Обманова это понимала, как и окружное управление образования. Однако школу сдали, торжественно открыли, вот только обстоятельства сложились так, что на должность директора в середине июня 2004 года был назначен А.Ломов. Мужчина - директор школы со спортивным уклоном - нормально, но случилось непредвиденное: в июне 2005 года он был уволен и до января 2007 года в судебном порядке оспаривал решение управления образования Западного округа. В чем была интрига? В том, что во время директорства А.Ломова была создана благотворительная некоммерческая организация «Благотворительный попечительский фонд школы №1329». Почему был создан фонд, понятно: он давал возможность собирать деньги с родителей как помощь в содержании школьного здания. Вот только проведенный анализ деятельности фонда позже показал, что она была ориентирована преимущественно на материальную поддержку сотрудников школы. Помощь же школе в этот период, со слов родителей, стала не добровольной и благотворительной, а обязательной. Допустить такого Валентина Бадил, конечно, не могла, поэтому Ломов и был уволен с должности за все эти нарушения.

В 2005 году директором школы №1329 была назначена Галина Обманова. К этому моменту практика работы попечительского совета (читай, фонда!) уже сложилась, и новому директору было довольно сложно убедить родителей, что фонд должен кардинально перестроить свою деятельность. К тому же, по мнению Галины Сергеевны, попечительский фонд, будучи отдельной юридической организацией, не имел права использовать аббревиатуру «Школа 1329», а школа не имела права предоставлять для работы фонда отдельные помещения. Обманова резко запретила прием наличных денег в фонд на территории школы. В результате попечители стали перечислять деньги в фонд через сберегательную кассу.

Следующим шагом Обмановой было выступление на первом же после ее назначения общешкольном родительском собрании: новый директор сообщила родителям, что все услуги школа оказывает их детям бесплатно, что сотрудничество с попечительским советом - дело сугубо добровольное для каждого участника образовательного процесса и к учебному процессу как таковому никакого отношения не имеет. Позицию Обмановой поддержали и сотрудники Западного окружного управления образования. Все вроде бы законно и правильно. Но вот члены попечительского совета и фонда были несколько обескуражены такой постановкой вопроса и не согласились с новыми порядками. Более того, они стали вести себя так, будто и в самом деле были отдельной организацией: стали обращаться к директору с письменной просьбой о разрешении фонду два раза в год собираться в помещении школы для проведения своих заседаний, самого директора и представителей администрации фонд приглашал на свои заседания исключительно в письменном виде. То есть представители попечительского фонда действительно стали работать как отдельное юридическое лицо. Просто беда была с этим попечительским фондом, но, к сожалению, эта беда была не единственной. Дело в том, что школа как таковая не могла обойтись без поддержки попечителей.

Для информации

Школа №1329 имеет площадь 21 тысячу квадратных метров, в ней обучаются 600 учащихся, работают 178 взрослых. К тому же это школа полного дня.

Специалисты хорошо знают, как много нужно, чтобы школа нормально работала. Во-первых, необходимо аж 80 уборщиц, а также специалистов для работы с поломоечными машинами системы «Kercher» (в школе уложены специальные покрытия, которые можно приводить в порядок только с помощью этих машин). Во-вторых, требуется уйма специалистов для того, чтобы обслуживать энергосистемы, в которых задействованы более 20 тысяч осветительных приборов, 8 профессиональных фенов для сушки волос, 214 компьютеров, около 140 единиц множительной техники, новейшие электронные системы, круглосуточно поддерживающие систему инженерно-технического обеспечения; то есть нужны грамотные электрики в большом количестве. В-третьих, в этой школе-громадине 80 туалетных кабин, восемь раздевалок и душевых, то есть нужны еще и грамотные сантехники. Кроме того, в школе есть два бассейна, уникальный спортивный зал, зал хореографии, тренажерный зал, современный актовый зал, не уступающий залу Театра эстрады, атриум, скульптурная мастерская, видеостудия, изостудия, театральная студия, музыкальная школа, 12 спортивных секций с разновозрастными группами обучающихся. Все это только часть того, что имеет оборудование, которое требует для своего обслуживания и содержания в исправном состоянии дополнительного внебюджетного финансирования. Тут важно ответить на вопрос: почему бюджетных нормативных денег для этого не хватало? Прежде всего потому, что школа финансировалась как обычное типовое учебное заведение, поскольку в бюджете нет строки «экспериментальная застройка». Поэтому у администрации школы было два выхода: или перекрыть часть здания и не эксплуатировать ее, поскольку для этого не хватает средств, или доставать деньги где-то еще. Об этом постоянно информировали родительскую общественность.

Достать деньги мог помочь попечительский совет, собственно, для этого такие советы и создаются. Но весь вопрос в том, какие способы поиска денег такой совет может избирать. Практика свидетельствует о том, что редко какой попечительский совет ищет реальных попечителей, готовых поделиться средствами во имя благородной идеи. Чаще всего в фондах, создаваемых попечительскими советами, аккумулируют деньги, перечисляемые другими попечителями - родителями тех учеников, что учатся в данной школе. Так проще и привычнее. Попечительский совет школы №1329 не был в этом смысле исключением. Тем более что учиться в этой школе, которая с 2005 года была награждена более чем 40 кубками, 150 грамотами и дипломами за победы своих учеников в соревнованиях, конкурсах и олимпиадах (3 победителя на всероссийских олимпиадах по математике и физике), успешно прошла аттестацию, лицензирование, аккредитацию, получила статус Центра образования, считалось престижным. А уж когда ребенок учится в престижной школе, родители готовы за это отдать все, а не только деньги из собственного кошелька на ее процветание. В том числе и в благотворительный фонд. По данным попечительского совета, благотворительную помощь в 2006-2007 году родители оказывали в размере от 100 до 5000 рублей. Однако не все - 40% родителей не оказывали никакой благотворительной помощи, и это, безусловно, нравилось не всем тем родителям, которые эту помощь оказывали.

В сентябре 2006 года попечительский совет ЦО №1329 наконец под давлением Галины Обмановой все-таки принял решение о закрытии прежнего фонда и по собственному решению перечислил определенную денежную сумму за оформление документов о ликвидации в некую юридическую фирму. Пока суд да дело, контакты директора с попечительским фондом ограничивались следующими действиями. Если Центру образования нужна была помощь сверх бюджетного финансирования, то на заявках, которые составляли сотрудники Центра образования, директор писала: «Прошу рассмотреть возможность помощи», а попечительский совет самостоятельно рассматривал возможность оказания такой помощи. Благодаря попечительскому фонду школа оплачивала охрану, обеспечивала питьевой режим, содержала в порядке помещения столовых, туалетных комнат, обеспечивала идеальную чистоту в здании школы, восстанавливала обрушившиеся плитки, кроме того, были восстановлены 80 диванов, проведены отделочные работы, восстановлена кровля, закуплены два снегоуборочных трактора, типография, бесперебойно работала множительная и компьютерная техника. С помощью попечительского фонда проводилось оформление школы к праздничным мероприятиям и проводились сами праздники. В 2006-2007 учебном году лучшим учащимся выделяли стипендии. Поэтому нельзя сказать, что попечительский совет и его благотворительный фонд не оказывали помощи в становлении школы-новостройки №1329. Она просто не могла нормально работать без такой помощи, и всем это было ясно. Но директор не уставала повторять, что помощь нужна только для хозяйственной деятельности, а образовательные услуги - бесплатны. В частности, когда набирали группы «Будущий первоклассник», сотрудники школы всегда говорили родителям о том, что за подготовку ребят к учебной деятельности Центр образования, государственное образовательное учреждение, денег не берет, поскольку его педагоги и сотрудники получают зарплату от государства.