Понятно, что в сегодняшних условиях реформирования педагогического образования, как на высшем, так и на среднем уровне, и педколледжам, и педвузам необходимо разрабатывать свои инновационные модели обучения. И если о тех моделях, которые реализуются в педвузах сегодня, говорят много и часто, то о разработках колледжей мы слышим мало. Если вообще слышим. А нельзя забывать, что педколледжи - основные «поставщики» педагогов начального образования.

Одна из важнейших составляющих стандартов третьего поколения - компетентностный подход в образовании. При этом он положен в основу не только стандартов высшего педагогического образования (ВПО), но и стандартов среднего педагогического образования (СПО). Принципиальная же разница между педагогическим вузом и педагогическим колледжем в том, что сегодня перед вузами стоит задача перехода на уровневую систему подготовки бакалавр - магистр. Поскольку после принятия федеральных законов о переходе на уровневую систему подготовки стало ясно, что подготовка специалистов в высшей педагогической школе практически не сохранится.

Реализуя свою инновационную образовательную программу «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы», Московский педагогический государственный университет, который недавним указом Президента РФ получил статус «Национального достояния», - положил в основу именно компетентностный подход, понимая его как новую модель реализации обучения. В рамках разрабатываемых стандартов МПГУ ставит своей целью сформировать у выпускника три группы компетенций: общекультурные, профессиональные и специальные. А педагогический колледж университетского типа №15 вот уже несколько лет разрабатывает проект инновационной модели формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа. Компетенции здесь, равно как и в МПГУ, рассматриваются как готовность осуществлять определенную профессиональную деятельность. Директор колледжа Тамара Зенкина согласна с тем, что в современных условиях реформирования образования должен радикально меняться статус педагога, его образовательные функции, соответственно и требования к его профессионально-педагогической компетенции, к уровню его профессионализации и нравственности.

Если суть подхода у МПГУ и колледжа №15 одна - переход на компетентностную модель подготовки педагога, то пути воплощения в жизнь этого подхода различны. При этом в понимании сложности такого перехода, его многоаспектности вуз и колледж солидарны. В рамках реализации своей модели педколледж предложил эксперимент «Оптимизация процесса формирования профессиональной компетенции педагогических кадров в системе СПО Москвы». Осуществлялся он на основе инновационных технологий, разработанных в колледже концептуально-технологических основ профессиональной подготовки студентов, концепции воспитательной работы, а также программ формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, адаптации в процессе основной и дополнительной подготовки специалистов для работы с детьми разных возрастных групп. Эксперимент проходил в три этапа: разработка теоретической базы, программ, методик; создание самой модели, работа с преподавателями и студентами, диагностика; итоговый анализ. Итогом эксперимента его разработчики видят создание такой технологии, которая будет способствовать дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности и готовности студентов работать по полученной специальности в новых социально-экономических условиях. Диагностика же готовности специалиста позволит мобильно корректировать ход работы по повышению качества подготовки кадров.

Если в МПГУ на протяжении последних двух лет активно разрабатывались, внедрялись и внедряются в практику преподавания учебно-методические комплексы дисциплин, программы практики, учебно-методические пособия, ориентированные на компетентностную модель подготовки педагога, а содержание новых дисциплин обязательным образом будет включено в учебную и педагогическую практику студентов, то работа в педколледже №15 велась совсем иначе.

На одном из этапов реализации эксперимента рабочая группа педколледжа скорректировала и проверила диагностические методики по выявлению уровня соответствия проводимой в колледже работы по формированию профессиональной компетентности будущих педагогов. Для этого провели анкетирование выпускников колледжа и мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности студентов-выпускников. На последнем этапе психологи колледжа провели изучение уровня профессиональной готовности выпускников. Безусловно, итогом эксперимента стали учебно-методические пособия, мультимедийные обучающие программы.

МПГУ выбрал путь от теории к практике, когда в первую очередь создавались программы подготовки специалистов. Причем создавались они в рамках трех проектов: формирование фундаментальных научных компетенций, формирование актуальных компетенций педагогов и, наконец, повышение информационных компетенций. Результатом двухлетних разработок стали более 700 учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе мультимедийных. При этом особенность созданных курсов - в их модульности, вариативности, когда дисциплина специализации в условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования может быть преобразована в дисциплину по выбору бакалаврской программы или расширена и углублена до магистерского курса.

В педколледже №15 разработчики в первую очередь работали со студентами, на основе диагностики и анализа деятельности будущих педагогов были созданы разнообразные учебно-методические комплексы по дисциплинам. Побывав на совещании в Московском городском методическом объединении заместителей директоров по научно-методической работе педагогических колледжей, я услышала много интересного от разработчиков программ в области формирования профессиональной компетентности студентов. Участники форума говорили о комплексе математических дисциплин, дисциплин в области преподавания русского и английского языков, знакомились с программой «Экологическая культура как компонент профессиональной компетентности педагога».

Конечно же, масштабы деятельности у вуза и колледжа все-таки различны. Прежде всего на внедрение инноваций МПГУ получил серьезную финансовую поддержку государства, при этом важно, что подход вуза изначально носит научный характер. Инновационная же деятельность педколледжа - инициатива самого педколледжа. Он не получил никакой государственной поддержки. Работа идет на энтузиазме сотрудников. И, конечно же, ей свойственен более практический характер, направленный не столько на создание некой научной и теоретической базы, сколько на поиск применения теории в конкретной педагогической практике.

Что же получается? Фундаментальные научные разработки получают реальную помощь от государства, на них выделяются немалые средства, что существенно повышает возможности разработчиков - в данном случае педагогических вузов, высшее педагогическое образование выходит на новый уровень. А вот на педагогические колледжи и их желание активно участвовать в развитии сегодняшнего педагогического образования внимания почти не обращается. Между тем среднее педагогическое образование - немаловажное звено в системе российского педагогического образования.