Безусловно, учитель может помочь каким-то образом или может обратить внимание на тот предмет, который в семье просто не обсуждается в силу другой профессиональной занятости и профессиональной направленности. Например, у Саши по химии «5». Я была от этого в шоке и сказала: «Я в школе была «минусом» по химии». Саша стала мне объяснять, и я открываю для себя сейчас, что такое валентность, и понимаю, как это тоже может быть интересно.

Я вам могу сказать, что, наверное, дети делятся на тех, кто хочет учиться (и школа, опять-таки, может помочь, ребенок даже не в самой удачной школе будет получать знания, потому что он этого хочет), и тех детей, которых можно засовывать в элитные школы, набирать лучших учителей, а учиться не хотят. И здесь я не знаю, что делать.

Когда моя дочь стала распознавать буквы, а это случилось очень рано, она стала их складывать в слова, ей было очень интересно, она была читающей. Я для этого, наверное, не сделала ничего, кроме того, что пыталась подсовывать ей какую-то литературу, чтобы она не прошла мимо. К сожалению, у нас в школе какая-то другая система, мне совершенно не нравится программа по литературе, так как Саша ее очень сильно обгоняет, и ей неинтересно то, что они проходят сейчас в классе. Может быть, вот здесь бы ребенка в этом поддержать, а ей приходится сидеть и скучать, потому что разговор идет о том, что она прочитала два года назад. В 7-8-х классах хочется уже распределения на какие-то интересы.

Я не задавала себе вопроса, зачем нужно учиться. Я стала задавать себе вопрос, а зачем мне нужна математика, когда поняла, что пойду в театральный институт. Это у меня случилось в 10-11 лет. Я училась в 12-й французской школе на Арбате, у меня были прекрасные педагоги, у меня с ними были какие-то взрослые отношения, и мы могли договариваться. Я договаривалась с учителями по химии, по физике. Не то чтобы я не занималась, но мне помогали, не засыпали, не заставляли пересдавать. Например, вместо урока черчения я могла хорошо оформить класс, поскольку рисовала хорошо. Что касается гуманитарных предметов, то я училась на «отлично».

У нас произошла подмена того, что такое успешный человек. Это слава, деньги, это пропагандируется. Моя дочь растет в нашей семье, где все люди работают, относятся ответственно к своим обязанностям, никто ей ничего не рассказывает отдельно. Ни Тигран, ни я не садимся с намерением: «А теперь мы Саше расскажем, как надо жить и учиться». Я знаю, что она старается учиться, я ее не ругаю, я не хочу, чтобы она боялась, я не хочу, чтобы это старание было ради оценки.

Мне хочется сказать, пожелать всем родителям - понимаю, что не у всех есть такая возможность - как можно больше времени проводить со своим ребенком, конечно же, с самого младенчества и не забрасывать потом. Во-первых, очень мало придется объяснять, если у вас действительно будет контакт. Наблюдая за ребенком, вы, может быть, поймете, что ему интересно, как его направить, потому что у нас еще существуют такие клише из нашего детства, что должна быть обязательно музыкальная школа, спортивная гимнастика или еще что-то. Необязательно то, чего вы не добрали в детстве, впихивать в собственного ребенка, может быть, он совсем другой. Но я за то, чтобы все время, которое у вас есть, проводить с ребенком, тогда не будет, как мне кажется, вопросов: а откуда это у него, как это случилось?