- Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах профильное. Профильное образование охватывает три последних года, степень вовлеченности учащихся в систему профильного образования составляет 70% и продолжает неуклонно расти.

В разных странах есть различные аналоги наших профилей. Во Франции и Германии - естественно-научный, филологический, социально-экономический. В Англии и США - академический и неакадемический. В разных странах и разный способ формирования учебного плана в условиях профильной подготовки: это жестко фиксированный перечень обязательных учебных курсов во Франции и Германии, свободный набор из множества курсов, предлагаемый на весь период обучения, - в США, Англии и Шотландии.

В нашей стране профильное обучение прошло долгий путь от появления в 1864 году классической гимназии и реального училища, реформ образования П.Игнатьева в 1915-1916 годах, Положения о единой трудовой школе, предусматривающего существование трех направлений обучения - гуманитарного, естественно-математического и технического, введения единого учебного плана и единой учебной программы в 1934 году до введения факультативных занятий в 8-10-х классах и школ с углубленным изучением предметов в 1966 году и появления лицеев и гимназий в 1988-1992 годах.

Мы убеждены, что школа XXI века - это все же профильная школа. Наша школа с 2001 года начала сотрудничать с ведущими техническими вузами страны: МАТИ, МИРЭА, РУДН. Педагогический коллектив сразу сформулировал основные направления деятельности по созданию единого образовательного пространства:

- создание в старшей школе профильных групп или классов;

- организация учебно-воспитательного процесса в старшей школе в форме, обеспечивающей адаптацию выпускника - первокурсника к получению образования в новых условиях высшей школы;

- выбор и апробация УМК, позволяющих обеспечить непрерывный процесс образования.

Только в профильных классах возможно осуществить обучение по индивидуальной траектории, создать реальные условия для развития личности. Переход к профильному обучению позволяет:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации учениками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.

Сегодня в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Именно поэтому в нашей школе перед педагогическим коллективом была поставлена задача организации на первых этапах многопрофильного образования в старших классах.

Самое простое решение проблемы по организации многопрофильного образования возможно в том случае, если есть возможность открыть целиком класс, ориентированный на определенную тематику. Например, на подготовку по комплексу дисциплин в технические вузы. Учебный план должен корректироваться с учетом увеличения часов по физике, математике и информатике. В соответствии с этим составляется расписание. Однако в обычной школе открытие подобного класса сопряжено с большими трудностями, так как количество десятых классов может быть очень ограничено (1-2), и тогда в одном коллективе оказываются учащиеся, интересы которых представляют очень широкий спектр. Наша школа приобрела некоторый позитивный опыт в решении этой проблемы.

Начали мы с создания группы учащихся, все дополнительные занятия для этой группы по математике, физике и информатике проводятся по субботам по специальному расписанию. В учебном плане на это выделяются факультативные часы. Программы, по которым проводятся эти занятия, согласованы методическими советами соответствующих кафедр, представители этих кафедр курируют эти занятия. Подобная организация занятий позволяет, не перегружая учащихся старших классов, создать все условия для их полноценной подготовки к вступительным экзаменам. Кроме того, выпускники нашей школы используют все возможные формы поступления, которые предлагают высшие учебные заведения - традиционные вступительные экзамены, централизованное тестирование и участие в региональных олимпиадах, победы в которых дают право поступления в институты без экзамена.

Создание профильных классов позволяет решить еще одну очень важную проблему - проблему адаптации первокурсника в условиях высшей школы. В социальном контексте под адаптацией понимается приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в этой специальной среде. В нашем конкретном случае это адаптация студентов-первокурсников к новым условиям учебной деятельности и жизни в высшей технической школе. В педагогической науке различают три формы адаптации студентов-первокурсников: формальная, общественная и дидактическая. Труднее всего проходит дидактическая адаптация первокурсников. Они не умеют вести лекционные записи. Отсутствуют навыки организации самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Именно поэтому организация образовательного процесса и его содержательная часть должны подготовить старшеклассника к существованию в условиях высшей школы. Это позволит ликвидировать «лекционный» синдром, научит конспектировать, привьет навыки творческого подхода к осваиваемым дисциплинам. С этой целью занятия в старшей профильной школе по некоторым предметам проводятся по лекционно-семинарской системе. Учащиеся учатся записывать лекции и самостоятельно прорабатывать лекционный материал. Творческие задания, предлагаемые преподавателями, формулируются так, чтобы ученик был вынужден использовать дополнительную учебную и научную литературу. Для учеников профильных классов или групп организуются экскурсии на факультеты и встречи с преподавателями учебных кафедр, причем часто на эти встречи приглашаются и родители учеников. Подобные мероприятия позволяют выпускникам школы ближе познакомиться с вузом. Таким образом, будущие первокурсники оказываются подготовленными ко всем видам адаптации. Анализируя результаты первых двух сессий наших выпускников на протяжении ряда лет, мы пришли к выводу, что подобная профилактика приносит положительные результаты.

По-прежнему сложно решаемой остается проблема обеспечения учителей и учащихся учебно-методической литературой - для профильных классов необходимы специальные учебные пособия. Есть нынче и дефицит квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения, учитель профильной школы обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности.