- Современная инновационная экономика выдвигает все новые требования к участникам хозяйственной системы нашего общества. На первый план выходят такие качества, как способность принимать самостоятельные решения, ответственность, быстрая обучаемость.

Школа - один из важнейших социальных институтов, совместно с высшей школой система профессионального самоопределения помогает учащимся выбрать профессиональную сферу деятельности в соответствии с личностными особенностями и запросами рынка труда.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что система образования должна не только готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство.

Как же все обстоит на деле?

Из социологических исследований следует, что рынку труда ежегодно требуются люди, владеющие современными специальностями. А большинство выпускников школ не имеют об этих специальностях должной информации, только менее половины из них определяются с выбором профессии.

При этом более 90% выпускников московских школ сориентированы на поступление в вузы и считают, что диплом - основное и единственно важное условие будущей успешной карьеры.

Профильное обучение пока не решает проблему самоопределения, только 16% учащихся могут самостоятельно выбрать профиль для дальнейшего обучения. Обучение в вузе также не решает проблему профессионального выбора: 72% выпускников вузов трудоустраиваются чаще всего в далекой от своей специальности сфере и чаще всего не самостоятельно, а в основном при помощи родственников, друзей и там, где выше зарплата. В итоге более 60% обратившихся в службу занятости Москвы - молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.

Каковы же пути выхода из сложившейся ситуации? Для становления системы профессионального самоопределения, на наш взгляд, требуются согласованные программные действия социальных партнеров на рынке труда и образования - школы, вуза и работодателей, системная информационная поддержка учащихся о потребностях и перспективах развития рынка труда, создание информационных банков о профессиях со всеми их достоинствами и недостатками, предоставление молодым людям возможности пройти профессиональные пробы в рамках коллективных проектов деловых игр и психологических тренингов как в школе, так и в вузе.

Что делает МАИ в этом направлении? Наш вуз создал техническую и программную базу для тестирования старшеклассников в форме ЕГЭ. По договоренности с округами в ближайшее время будем проводить бесплатный репетиционный ЕГЭ по физике для 7000 выпускников Москвы, записавшихся на этот экзамен, который позволит ученикам реально оценить свою подготовленность. МАИ разрабатывает цикл интернет-занятий для школьников по физике и математике с возможностью последующего контроля своих знаний в формате ЕГЭ. В МАИ работает физико-математическая школа для талантливых детей из малообеспеченных семей, идет совместная работа с авиамодельными клубами Москвы. В ближайших планах открытие консультационного центра для школьных учителей физики. В рамках договора с Северо-Западным окружным управлением образования проведено анкетирование школьников и их родителей по профессиональному самоопределению. В этих вопросах МАИ готов к сотрудничеству с другими округами столицы. Институт сегодня активно сотрудничает с более чем 40 школами столицы, в том числе и по проблеме профессионального самоопределения, в порядке эксперимента ведет интерактивное дистанционное обучение математике в школах №№610, 1384, 698 с использованием самых современных коммуникационных технологий. Школьники Москвы приглашаются к участию в самодеятельных кружках во Дворце культуры МАИ и спортивных секциях стадиона «Наука».

Каковы наши дальнейшие планы?

Во-первых, мы хотим стать социальным партнером Департамента образования и окружных управлений образования по формированию системы профессионального самоопределения, привлекать других участников реализации программы. Во-вторых, разработать базу данных по профессиям в авиационно-космической отрасли, в том числе об условиях работы, оплате труда и профессиональном росте, проводить в МАИ экскурсии для учащихся Москвы. В-третьих, организовать для старшеклассников проведение и защиту коллективных проектов по авиационно-космической тематике.