- Зачем ребенку нужно учиться? Мне кажется, что это часть человеческой природы, что ребенок рождается уже с выраженной познавательной потребностью. Вот представьте младенца, который реагирует так на все новое. Он тянется к новым игрушкам, ему все интересно. Если эту потребность не забивать, а наоборот, подбрасывать дрова в огонь, то ребенок будет развивать этот пытливый ум, который заложен в человеческой природе изначально.

Кто может испортить этот процесс, остановить его, затормозить, испугать? Мне кажется, что учитель в первую очередь и родители.

Однажды в метро я наблюдала такую интересную сцену. Напротив меня сидела молодая мама, читая модный журнал, а рядом сидел трехлетний малыш. Поезд задержался, и ребенок спрашивает: «Мама, а почему поезд не едет?» Мама никак не реагирует. Ребенок ее тянет за рукав: «Мам, а почему поезд не едет?» Мама не реагирует. Он ее сильно тянет за рукав и уже со слезами на глазах спрашивает: «Мам, а почему поезд не едет?» Наконец мама ему говорит: «Ты не видишь, я занята!» И ребенок, конечно, весь сразу погас, в глазах слезы, он потерял всякую активность. Вот таким образом гасится интерес.

Очень часто у ребенка может быть тревога по отношению к школе, особенно когда он поступает в школу. Но мне кажется, что мотивация на обучение должна формироваться еще в дошкольном возрасте. Ребенок должен прийти в 1-й класс уже со сформированной мотивацией к обучению. По статистике же, мотивационно готовыми к школе приходят всего лишь 17 процентов первоклассников. Мотивационная готовность - это когда у ребенка развит познавательный интерес, когда он предпочитает познавательную деятельность игровой в большинстве случаев. Ему нравится сам процесс выполнения заданий, ему хочется быть школьником, когда он говорит: «Да, я хочу быть первоклассником, да, я хочу пойти в школу».