- Многие вузы Москвы могут рассказать школам много интересного, во всех округах столицы сложилась система взаимоотношений школ и вузов, мы были у истоков создания этой системы, и нынче можно радоваться, что все так развивается, что работает единый образовательный комплекс Москвы.

Нам доступны сейчас технологии, которые получили приз ЮНЕСКО по использованию естественных электронных технологий, мы можем много сделать для обучения молодого поколения в школе и в вузе. Но сегодня создалось несколько весьма серьезных угроз, о которых мы намерены рассказать Президенту России Дмитрию Медведеву. Мы считаем, что на образование наехал пятикратный кризис. Это, безусловно, экономический кризис, и порядка 25% обучающихся по всем формам высшего и среднего специального образования могут оказаться за бортом учебного заведения из-за быстро понижающейся платежеспособности. 25% - гигантская цифра для высшей школы. Здесь можно говорить еще и о том, что резко, если мы ничего не предпримем, пойдут на снижение негосударственный сектор образования и платное образование вообще. За этим снизятся инвестиции, заработная плата, и система образования очень быстро придет в состояние стагнации, усилия школ и учителей могут оказаться неэффективными для дальнейшего обучения их учеников. Правительство РФ наряду с банками, малым бизнесом, другими отраслями промышленности должно финансово поддержать систему образования. Должны, на мой взгляд, получить субсидии все те, кто хочет обучаться, это должны быть не процентные, но возвратные деньги. Нужно оказать помощь высшим учебным заведениям так же, как и другим учебным заведениям, профинансировав их в сложное экономическое время. Это ничтожно малые деньги по сравнению с теми, что нынче вливаются в экономику, но выделить их обязательно нужно.

Демографический кризис тоже серьезно сегодня влияет на систему образования. Мы в своем вузе не очень его ощущаем, хотя Министерство образования и науки РФ постоянно снижает нам прием на бюджетные места по совершенно непонятным причинам.

Образование испытывает кризис и в связи с введением единого государственного экзамена. Принят закон, который безапелляционно вводит повсеместную сдачу этого экзамена. В результате возникает опаснейшая ситуация, и мы считаем, что половина выпускников школ вообще не сможет поступить в вузы. В Москве, может быть, ситуация будет получше, но в прошлом году мы увидели, что все не так просто.

Очень важный кризис, который нас подхлестнул, это так называемый цифровой разрыв. Он заключается в том, что во всех развитых странах в антикризисных мерах на первых позициях использование электронных технологий, Интернета в обучении и переобучении людей, потерявших работу, и предоставление таких услуг. Россия оказалась сегодня не готовой к этому вызову, и здесь нужно незамедлительно создавать условия для онлайн-обучения, коротких и любых курсов, это могут делать школы, колледжи, вузы, но все должны помогать людям, теряющим работу.

Наконец, кризис создается так называемой политикой реформирования образования. Эта политика создает неясности в образовании, это направление, ничем не подкрепленное, заключается в стремлении сократить количество обучающихся в вузах, утверждении, что у нас слишком много людей с высшим образованием, что вузы надо сократить.

Наши предложения таковы:

- на период действия экономического кризиса отложить введение всяческих новаций, в том числе и ЕГЭ, минимум на три года. Когда восстановится экономика, можно будет заниматься и экспериментированием в образовании. А сегодня надо сделать так, чтобы каждый обучающийся, который хочет учиться, - и школьник, и юноша, и взрослый работающий - мог получать образование, а учебные заведения могли предоставить им такую возможность. Государство же все должно профинансировать. В противном случае мы ожидаем, что, возможно, до пяти миллионов молодых работоспособных людей окажутся вне экономики, вне системы образования, это создаст вначале экономический кризис, тот перейдет в социальный, а из социального, как мы уже наблюдали, кризис переходит в политический.