Тема «Малая родина»

Цель урока:

а) воспитание любви к своей малой родине, уважения к ее людям;

б) расширение кругозора учащихся, расширение их знаний о том месте, где они живут.

Оборудование урока (зависит от наличия): большие листы бумаги (в том случае, если с приобретением таких листов возникают проблемы, то можно использовать рулон обоев); фломастеры; клей; ножницы; скотч.

В данном случае желательно объединить учащихся в группы по выбранным ими любимым местам. Поскольку нередко бывает так, что желающих рассказать о людях малой родины немного - 2-3 человека, то их в любом случае следует объединить в одну группу.

Ход урока

1) Стадия вызова.

Эта часть урока посвящена знакомству школьников с материалами друг друга, обмену мнениями, знакомству с визуальной информацией (открытки, фотографии, рисунки).

Выслушав каждого члена группы, дети готовят план рассказа о малой родине от группы, определяют подгруппу, которая напишет рассказ, и подгруппу, которая будет оформлять стенд.

В том случае, если школьники еще до урока смогли объединить свои материалы, у них остается больше времени на оформление стенда и подготовку рассказа.

2) Смысловая стадия.

Оформление стенда, подготовка обобщающего рассказа.

3) Стадия рефлексии.

Группы представляют сделанное.

Как показывает практика, целесообразно время урока распределить следующим образом: 20 минут - на первые две стадии; 20 минут - на представление материалов.

За эту работу необходимо выставить оценки в журнал. Лучше, если члены групп сами оценят участие каждого своего участника и сдадут учителю список фамилий с мотивированными отметками.

Главная тема последующих занятий - знакомство с понятием «гражданин». Она рассматривается в ином аспекте: что может сделать человек для благополучия своей Родины, какими законами защищено право граждан России на участие в управлении своей страной.

Тема «Кого называют гражданином».

Цель урока: раскрыть правовой аспект понятия «гражданин».

К концу урока учащиеся должны:

а) объяснять, что гражданин и государство связаны взаимными правами и обязанностями; б) права человека защищены законами государства. Законы страны выше людей, в том числе и тех, кто обладает властью и занимает высокие посты в государстве; в) гражданин имеет право на участие в управлении страной.

Форма организации учебной деятельности - групповая (группы по 4-6 человек).

Ход урока

1) Стадия вызова.

Начать урок советуем с чтения баллады А. Толстого «Князь Репнин». Читать балладу должен учитель, поскольку важно создать соответствующий эмоциональный настрой.

Перед чтением необходимо предложить учащимся открыть учебник, рубрику «Для тех, кто хочет знать больше». Учителю следует подготовить школьников перед тем, как они начнут знакомиться с текстом произведения А. Толстого «Князь Репнин», объяснить, что в балладе речь пойдет о давних событиях в истории нашей Родины, в нашей общей исторической судьбе. Возможно, какие-то слова баллады будут незнакомы пятиклассникам, поэтому учитель должен обратить внимание учащихся на имеющиеся в конце параграфа пояснения. Подготовив детей, учитель начинает читать балладу. При выразительном чтении учителя создается очень сильный эмоциональный фон, школьники активно сопереживают князю.

Закончив чтение, педагог дает детям задание: «Подумайте, кем был князь Репнин: гражданином или подданным? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения». Задание выполняется в группах. Свои аргументы группа записывает на листочках.

На этом уроке учащиеся впервые сталкиваются с понятием «гражданин» на теоретическом уровне. Но вместе с тем следует помнить:

1) у учащихся уже есть житейское (обыденное) представление о данном понятии, и попытка разделить понятия «подданный» и «гражданин» очень важна для создания интриги, так как чаще всего шестиклассники правильно говорят о том, что Репнин - подданный, но при этом подтвердить свою точку зрения аргументами не могут. Поэтому данное задание на стадии вызова активизирует внимание к признакам понятия «гражданин»;

2) поскольку (как отмечалось выше) знания школьников о гражданине и подданном существуют лишь на уровне житейского представления, то не следует на выполнение этого задания отводить более 1-2 минут.

2) Смысловая стадия.

Выслушав мнение школьников (без оценок и комментариев), учитель приступает к объяснению нового материала.

Закончив объяснение нового материала, учитель предлагает в группах заслушать каждого ученика, готовящего ответ на конкретный вопрос. На эту работу отводится 6-7 минут. Затем идет распределение вопросов: группа 1 - вопрос 2; группа 2 - вопрос 4 и так далее. Работа выполняется в течение двух минут.

Во время ответа группы другие школьники выступают в качестве рецензентов: вносят поправки, уточняют, дополняют. На обсуждение ответов групп, как правило, уходит семь минут.

3) Стадия рефлексии.

На данной стадии школьники работают индивидуально, письменно отвечая на вопросы 3 и 4 к тексту баллады. Так как при ответе ребята должны опираться на знания, полученные на уроке, а не на свои представления, то в этом случае учитель выясняет, насколько хорошо учащиеся усвоили материал урока.

Завершить работу над ответами школьники должны дома.

Тема «Почетное звание - гражданин».

Цель урока: раскрыть содержание понятия «патриотизм».

К концу занятия учащиеся должны: объяснять, что человек, любящий свою Родину, вне зависимости от своего правового положения может влиять на развитие событий в стране, оказывать помощь соотечественникам, укреплять благополучие Родины.

Форма организации учебной деятельности - индивидуально-групповая.

Ход урока

Урок целесообразно начать с письменного опроса, для этого используются задания из рабочей тетради.

1. Подчеркните то общее, что было у горожанина и гражданина в давние времена.

В давние времена у горожанина и гражданина общим было:

а) проживали в городе;

б) были защищены городскими стенами;

в) были защищены государством;

г) имели статус защищенного человека.

Объясните свой выбор варианта ответа (в правильном ответе должно быть отмечено, что гражданин может проживать где угодно: в деревне, в поселке и так далее. Горожане, как и жители деревень, могут быть не только гражданами, но и подданными, и в этом случае они не находятся под защитой закона. Поэтому общим является лишь то, что они защищены, но защита у тех и других - разная).

2. В приведенных характеристиках подданного и гражданина выберите те, которые: а) относятся к гражданину; б) относятся к подданному. В таблицу следует вписать лишь номер, обозначающий ту или иную характеристику:

а) принадлежит к постоянному населению страны;

б) не имеет права участвовать в управлении своей страной;

в) находится под защитой законов своей страны;

г) зависит от воли монарха;

д) имеет право избирать руководителей страны;

е) подчиняется монарху;

ж) подчиняется законам страны.

Гражданин Подданный

Письменный опрос не должен занимать более 5 минут.

1) Стадия вызова.

В ходе письменного опроса было восстановлено знание основных характеристик подданного и гражданина, поэтому задание, предлагаемое на стадии вызова, позволит:

а) опереться на уже имеющиеся знания;

б) активизировать интеллектуальную деятельность.

Для обдумывания в группах школьникам дается следующий вопрос: «Как вы думаете, можно ли быть подданным по законам страны и в то же время быть гражданином? Докажите свою точку зрения».

На подготовку ответа дается не более 5 минут.

Как показывает опыт, мнения учащихся расходятся, однако с заданием в целом (доказать свою точку зрения) не справляется практически никто. Пятиклассникам редко удается подобрать верные аргументы, что совершенно естественно для данного возраста, поскольку, с одной стороны, детям не хватает знаний, а с другой - аналитических умений. Поэтому учитель выслушивает мнения школьников без комментариев и оценок. В то же время не стоит спрашивать все группы, поскольку их аргументация особой оригинальностью не отличается, дискуссию можно остановить после того, как будут заслушаны первые две альтернативные точки зрения.

Эту часть урока не следует затягивать более чем на 5-7 минут.

2) Смысловая стадия.

Закончив выслушивать учащихся, учитель предлагает им прочитать подзаголовок «Гражданин Кузьма Минин» 5-го параграфа. Текст можно читать вслух, по очереди.

После чего учитель задает вопрос: «Как по-вашему, почему Кузьму Минина назвали гражданином? Был ли действительно Кузьма Минин гражданином?» Вопрос мало отличается от задания, полученного на стадии вызова, но в данном случае ребенок располагает дополнительными сведениями (личность К. Минина, сведения об историческом времени и происходивших тогда событиях).

Поскольку дети этого возраста не умеют переносить теоретические знания в конкретную практическую ситуацию, то необходима помощь учителя, поэтому, дав задание,он может предложить им поискать ответ вместе, для начала вспомнив основные характеристики гражданина (работа идет в оперативном режиме, поскольку аналогичное задание уже выполнялось во время письменной работы в начале урока). Параллельно на доске записываются ответы учащихся (записывать может как сам учитель, так и кто-то из учащихся, имеющих хороший почерк). В итоге должно получиться следующее:

Гражданин:

постоянный житель государства;

находится под защитой закона;

не зависит от власти царя;

имеет право участвовать в управлении страной;

принимает участие в выборах руководителей страны.

После восстановления основных характеристик гражданина учитель начинает беседу (в оперативном режиме):

1. Как вы считаете, «постоянный житель страны» - эта характеристика относится только к гражданину или подданный также является постоянным жителем страны?

2. Если эта характеристика совпадает и у подданного, и у гражданина, то нужна ли она нам при ответе на поставленный вопрос?

Затем можно отвести время (примерно 10 минут) для того, чтобы учащиеся, используя текст, попытались доказать, что в данном случае Кузьма Минин действовал не как подданный, а как гражданин своей страны.

С помощью наводящих и уточняющих вопросов учитель подводит учащихся к пониманию того, что Смутное время было особым периодом в истории нашей страны:

царская власть ослабла (найти в тексте подтверждение);

законы не действовали - Смутное время (ослабла царская власть, в стране хозяйничали враги-захватчики);

в народной среде выделяются лидеры;

создается народное ополчение.

Данный фрагмент урока может занять около 10 минут.

3) Стадия рефлексии.

Поскольку времени урока скорее всего не останется, то выполнение задания, планируемого на эту стадию, осуществляется в процессе выполнения домашней работы.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук