В семинаре приняли участие около 60 преподавателей. Занятия проводились по активной и интерактивной методике.

В своих анкетах участники отметили высокий уровень организации и проведения семинара, обратили внимание на важность использования активных и интерактивных методов преподавания, неформальность проведения занятий, доброжелательность тренеров.

В качестве вариантов использования полученного материала в своей педагогической деятельности участники выделили следующие возможности:

на уроках истории, географии, обществознания и граждановедения,

на педсоветах,

на методических объединениях,

в работе с советом старшеклассников,

в воспитательной работе (внеклассные мероприятия),

на факультативах (предложение создать факультативный курс по конфликтологии),

на родительских собраниях,

в кружках,

для повышения квалификации администраторов (предложение о создании пособия для администрации по причинам и способам разрешения конфликтов).

Итоговой оценкой участников занятий может служить следующее высказывание, которое было в одной из анкет: «Чем чаще подобные семинары, тем легче работать».

Слушатели посчитали наиболее важным моментом, когда они создавали собственные варианты занятия, а затем представляли их.

«Творческая мастерская по теме «Государство»

Авторы: Т.Баталова, М.Пропилюк, М.Десницкая, Л.Панкова, М.Бабич, Л.Зубова, Е.Божескова.

Цели: в ходе проведения занятия учащиеся смогут систематизировать знания по теме «Государство»; закрепить умения использовать знания в практической работе; сделать выводы о роли государства в жизни общества и использовать основные понятия; развивать творческие способности; сформировать чувство ответственности за принятое решение; воспринять идеи гражданственности и толерантности.

Основные понятия: государство, республика, монархия, федерация, конфедерация, суверенитет, законы; политическая, экономическая, духовная, социальная сферы.

Ход урока:

1. Введение в тему, определение целей и задач.

2. Повторение признаков государства.

3. Каждый из признаков государства отражает ту или иную сферу общественной жизни.

4. Деление класса на 4 группы (любой способ деления, например, кто какой признак считает наиболее важным).

5. Выбираем экспертов - 4 человека.

6. Задания группам:

Ассоциации со словами (пишут на плакатах, плакаты вывешивают на доске).

Каждая группа создает критерии идеального государства и защищает его. Члены других групп задают вопросы.

7. Эксперты создают общий проект идеального государства, используя проекты групп.

8. В то время пока эксперты работают, учитель обсуждает с классом афоризмы.

Тема.

«Личность и политические режимы»

Авторы: Н.Колобаева, В.Толкачев, Л.Козлова, В.Капустина, И.Козлова, И.Демидова, О.Жукова, Е.Короткова, И.Емельяненко.

Цель: способствовать формированию активной гражданской позиции

Задачи: углубить знания учащихся об общечеловеческих ценностях и особенностях политических режимов; отработать навыки сравнительного анализа, установления причинно-следственных связей; учить делать самостоятельные выводы о политических режимах с точки зрения личностных ценностей.

Основные понятия: ценности, тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Ход урока:

1. Мотивация «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Работа по 3 группам (класс поделен заранее).

2. Мозговой штурм. Какие жизненные ценности являются для человека приоритетными в любом обществе?

3. Систематизация полученных понятий по 4 сферам общественной жизни.

4. Каждая группа по жребию определяет для себя режим, с которым ей придется работать.

5. Работа в группах.

ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППАХ

Политический режим: АВТОРИТАРНЫЙ

1. Дайте краткую характеристику режима.

2. Обсудить, как реализуются общечеловеческие ценности в данном режиме.

3. Заполнить таблицу и представить результаты работы своей группы у доски.

В итоге на доске появится таблица.

6. Обобщение. Возврат к эпиграфу (п.1).

7. Закрепление. Синквейн.

8. Д/з. Эссе «При каком режиме вы хотели бы жить?» (рефлексия).

Тема. «Я, мои права и ...»

Составители: Л.Войде, И.Хомяк, Н.Куриленко, Е.Александрова.

Цель: способствовать формированию гражданской позиции.

В ходе урока учащиеся смогут познакомиться с Конвенцией о правах ребенка; получить навыки работы с правовыми актами; понять необходимость умения защищать свои права.

Оборудование: тексты Конвенции о правах ребенка, словари, подборка из газет о нарушении прав ребенка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вопрос: что такое право, обязанность, закон, общество, конвенция?

Работа в группах.

1. Как понимать значение этих слов.

2. Синонимы.

3. Словосочетания.

4. Лозунг. Какие права у вас есть? Учитель предоставляет слово (по очереди) каждой группе. Обсуждают совместно понятия.

3. Работа с документами:

кто участвовал в подготовке документов;

какие можно сделать выводы из текста об авторах документа;

когда была написана конвенция;

как это можно понять из его содержания;

каков повод для создания, причины;

привести примеры нарушения прав ребенка.

4. На основании полученной информации составьте «Конвенцию о правах учащихся, 8-й класс»

5. Домашнее задание: составьте «Декларацию прав членов свой семьи».

Какие организации занимаются защитой прав ребенка?

Тема. «Ценности демократии»

Авторы: О.Шевчук, К.Привалова, В.Яшина, Л.Иванова, Е.Елисеева, Е.Морозова.

В ходе занятия по этой теме учащиеся смогут:

1. Познакомиться с основными ценностями демократии.

2. Получить навыки работы с документами (словарем-справочником по политологии и Конституцией), развивать умение излагать свои взгляды, точки зрения, вести дискуссию, анализировать разные позиции на отдельную проблему.

3. Сформировать уважение к ценностям демократии и умение вести себя в соответствии с международными нормами демократии.

Основные понятия темы: демократия, демократия непосредственная, демократия представительная, ценности.

План занятия

Введение

1. Объявляются тема и основные понятия, которые будут рассмотрены в ходе занятия.

2. Мотивация (для предварительного обсуждения). Работа в классе: дать определение понятию демократия и сравнить его с предложенными в словаре. Обсуждение и анализ разных взглядов и позиций на проблему темы.

Основная часть

1. Работа в группах. Класс делится на несколько групп. Каждой группе дается документ - выдержки из текста Конституции (Конституция РФ, конституция ФРГ, конституция США, конституция Франции). Каждая группа должна проанализировать документы по главному вопросу: какие ценности демократии нашли свое отражение в этих документах? Какие из них можно назвать основными?

2. Выполнение задания. Каждой группе предлагается ответить по предложенному вопросу. Защита собственных позиций и взглядов.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема. «Какая армия нам нужна?»

Авторы: И.Серегина, В.Савельева, А.Виноградов, А. Склизков.

Цели: учащиеся в ходе проведения занятия смогут:

познакомиться с правовыми основами воинской службы, понятиями: гражданственность, патриотизм, обязанности граждан, долг, честь;

получить навыки: а) ведения дискуссии; в) аргументированно отстаивать свою точку зрения; с) работы с нормативно-правовыми документами.

В ходе занятия происходит дальнейшее формирование толерантного мышления, патриотизма и гражданственности.

Основные понятия: гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм, воинский долг, альтернативная гражданская служба, профессиональная армия, неуставные отношения.

Предварительная подготовка: класс разбить на 2 группы: сторонники профессиональной армии, сторонники всеобщей воинской повинности.

Задания группам: 1) подобрать материал в СМИ о плюсах и минусах каждой точки зрения;

2) провести социологический опрос:

мнение участников ВОВ, войн в Афганистане, Чечне;

мнение офицеров армии, ветеранов армии;

мнение общественности.

Ход занятия:

Мозговой штурм:

1. Необходима ли стране армия?

2. Какова роль армии в жизни государства и общества?

3. Аргументация позиции, в т.ч. исторические факты.

Мотив (задание ситуации): на призывном участке мать одного из призывников заявила: «В такую армию я своего сына не пущу!»

Организация дискуссии (вопросы):

1. Какая армия сможет нас защитить?

2. Действительно ли профессиональная армия - альтернатива всеобщей воинской обязанности?

3. Возможно ли наличие в условиях России профессиональной армии?

Рефлексия.

Учащимся предлагается выйти из ролевой ситуации и выбрать от своего имени ту позицию по заданной теме, которая ему ближе.

Домашнее задание: написать эссе по аргументации своей точки зрения.

Оборудование: Конституция РФ, Закон о всеобщей воинской обязанности, Закон об альтернативной гражданской службе, фрагменты видеозаписей; песни, посвященные армии...

Тема. «Преступление и мораль»

Авторы: А.Полуэктова, Н.Карпова, А.Виноградов.

Цель: предложить ученикам свободную дискуссию по заранее определенным вопросам по типу: собрать цифровые данные у нарколога, в ИДН, по страницам печати местной газеты, встретиться с инспектором ИДН, участковым, посетить мирового судью.

Способствовать умению анализировать и давать оценку. Вовлечь в процесс принятия решения. Воспитывать у детей уважение к закону и умение при необходимости применять законы.

Случай в Козельске.

Козельск - небольшой районный центр, имеющий сельскохозяйственное значение. Население составляет около 15 тыс. человек. Промышленность представлена несколькими предприятиями среднего уровня. В городе много неработающих людей без определенного рода занятий. Недалеко от Козельска находится национальная святыня Оптина Пустынь. В одну из ночей на пасхальной неделе на территории монастыря были убиты трое ни в чем не повинных молодых людей - монахов. Следствие доказало, что они убиты одним и тем же человеком якобы по религиозным мотивам.

Ответьте на вопросы:

1. Как соотносятся устав монастыря, позволяющий находиться на территории любому желающему без исключения, и положение гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах личности, в частности неприкосновенности личности?

2. С 1918 г. СНК принял Декрет, имеющий юридическую силу до сих пор, об отделении церкви от государства. Необходимо выяснить, почему правоохранительные органы вели расследование совершенного преступления на территории монастыря, который отделен от государства?

Ученики распределяют роли:

представители монастыря,

представители правоохранительных органов,

СМИ,

группа случайных свидетелей,

адвокаты обвиняемого.

Каждая группа совместно пытается найти ответы на поставленные вопросы.

Тема. «СМИ в политической сфере общества в 9-м классе»

Авторы: Е.Душкина, Т.Мосина, Т.Ляхова, И.Яранцева, Е.Чибисова, Л.Писарова, Е.Корнаухова, А.Лион, Н.Зверкова.

Цель. В ходе занятий учащиеся смогут:

узнать виды СМИ и их роли в жизни общества;

получить навыки работы в микрогруппах; анализа информации, работы с документами, участия в дискуссии.

продолжить формирование критического отношения к полученной информации, активной жизненной позиции.

Основные понятия: цензура, толерантность, популизм, пиар, политическая культура.

Ход урока:

1. Актуализация знаний:

1) Проверка домашнего задания (карточки, кроссворды, анализ, документы).

2) Эвристическая беседа: перечислите и охарактеризуйте виды избирательной системы РФ. Каким образом мы узнаем о событиях, политических партиях и их программах? Перечислите источники информации.

2. Мотивация урока. СМИ являются одним из элементов общества, формирующих общественное мнение. Скоро вам, ребята, предстоит включиться в активную политическую жизнь общества. От мнения и выбора каждого из вас будет зависеть будущее нашего государства. Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать деятельность СМИ и выработать свое отношение к СМИ в политической сфере общества.

Задания по группам (ТВ, пресса, радио):

1. «Презентация» вашего средства информации с указанием преимуществ в освещении событий.

2. Влияние СМИ на эмоциональное состояние человека и общества (карточка - отзыв).

3. «Осветите» любое политическое событие на ваш выбор с точки зрения вашего информационного средства.

Групповые эксперты оценивают работу по следующим критериям: политическая культура, доступность информации, четкость формулировки, научность, обоснованность, аргументация.

Как общественность может влиять на СМИ? В результате обсуждения учащиеся подводятся к выводу о том, что на уроках они учились видеть различные стороны одной и той же проблемы, анализировать, критически осмысливать информацию, события, ситуации, делать собственный выбор.

Вывод: человек сам несет ответственность за свой выбор. Он может повлиять на его дальнейшую жизнь.

Домашнее задание (по выбору):

1. Составить кроссворд «Личность, общество, СМИ».

2. Написать сочинение-размышление на тему: «Какой я вижу программу передач, прессу».

3. Представить «репортаж».

Тема. «Конституция РФ, основы конституционного строя в России»

Авторы: М.Антонова, Е.Гладкова.

Форма урока: лабораторная работа.

Основные содержательные линии:

1. Что такое Конституция.

2. Основные свойства Конституции.

3. Основные положения Конституции.

Цели: в ходе проведения занятия учащиеся смогут:

сформировать представление о Конституции как об Основном Законе государства;

получить знания об основных положениях и особенностях Конституции РФ;

сформировать позитивное правосознание;

продолжить формировать умения анализа текста законодательства.

Умение и навыки, формируемые на уроке: умение, осуществление поиска необходимой информации в тексте законодательства; навыки работы со словарем и обществоведческими терминами.

Основные понятия урока: Конституция, референдум, демократия, суверенитет, федерация, правовое государство.

Ход урока:

Вводная часть. Объявление темы урока и постановка проблемы: (басня Крылова «Лебедь, рак и щука»), зачем обществу нужны законы? (Подвести учащихся к выводу, что желание упорядочить жизнь в обществе привело людей к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить в своей стране). Для этой цели стали приниматься конституции.

Конституция - это Основной Закон государства, юридически закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Основной блок.

1. Работа над выявлением основных черт и свойств Конституции, а также ее особенностей. Анализ преамбулы Конституции и ст. 15, 16.

Записи в тетрадях:

Основные черты Конституции:

А) основополагающее значение (на базе норм международного права);

Б) имеет высшую юридическую силу;

В) обладает прямым действием;

Г) применяется на всей территории РФ;

Д) характеризуется незыблемостью и обеспечением прав и свобод человека.

Юридические свойства Конституции:

1. Нормативно-правовой акт.

2. Базируется на государственной воле российского общества.

3. Обладает юридическим верховенством.

4. Является базой для всего текущего законодательства.

5. Характеризует особый порядок принятия и внесения изменений и поправок.

Особенности Конституции РФ

Принята 12 декабря 1993 года. Юридически закрепила произошедшие в России перемены.

2. Следующий этап урока - рассмотрение основ конституционного строя РФ. Учитель разъясняет, что это базисные основы, на которых построено наше государство. Учащиеся изучают эти основы, работая с текстом Конституции, глава 1, параллельно узнавая значение новых понятий и закрепляя изученные ранее с помощью словаря.

По ходу работы заполняется таблица.

Чтобы выявить оценочное суждение учащихся, предлагается следующее задание: при принятии Конституции в декабре 1993 года во всенародном голосовании участвовало около 55% избирателей. Из них около 60% высказалось «за» Конституцию и около 40% - «против».

Как бы вы оценили результаты всенародного голосования по принятию новой Конституции России?

Словарь:

Демократия (народовластие) - полит. режим, при котором общественная воля становится реальным верховным источником любой власти.

Конституция - Основной Закон государства, юридически закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство - государство, ставящее своей главной целью обеспечение гарантий прав и свобод граждан.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.

Референдум - решение особо важных вопросов путем всенародного голосования.

Федерация - форма государственного устройства, предусматривающая наличие самостоятельных субъектов Федерации.

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук