Что жизнь - игра, и люди в ней актеры

В нашей 31-й коррекционной школе учатся ребята, страдающие нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому мы хорошо понимали, какие трудности нас ждут. И тем не менее все участники нашей недавней зимней поездки в лагерь «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро, не раздумывая, согласились принять участие в соревнованиях. Мы составили план подготовки и стали претворять в жизнь задуманное: учились завязывать узлы, ставить палатку, изучили лекарства и правила оказания первой медицинской помощи. Очень расстроились, когда из шести узлов завязали только два. Сказались волнение и заболевания (у ребят либо присутствуют насильственные движения, либо, наоборот, движения замедленные). Уже после конкурса каждый вспоминал свой узел и завязал его дома. В конкурсе кулинаров готовили долго, могли бы и быстрей, но каша всем понравилась. Палатку собрали за 12 минут, хотя на тренировках ставили ее за 7 минут 30 секунд. Сперва в этом конкурсе шли лучшими, но потом нас обогнали.

Основные трудности, и мы о них знали, возникли на лыжной трассе. В первый день, когда мы пошли на тренировку - изучить лыжню, то увидели спуск и сразу резкий подъем. Это был шок! В школе мы катаемся на лыжах, но только по стадиону, где нет ни спусков, ни подъемов, многие ребята стоят на лыжах неуверенно. Маша Радюкина подытожила наши первые впечатления: «Мы, конечно, не скороходы, а тихоходы, но надо посмотреть на трассу и попытаться ее пройти».

Вот мы надели лыжи и сначала покатались по ровной поверхности. Стало понятно, что Миля не сможет выйти на трассу, как бы она ни хотела и как бы ни переживала за команду. Вместо нее за команду выступала Титова - автор этого материала. Милю и Таню пришлось оставить «болеть», но девчонки времени не теряли, они нас проводили и пошли готовиться к вечернему выступлению. А тем временем те, кто остался на трассе, отправились изучать сюрпризы, которые ожидали нас на лыжне в лесу. Саша оказался «неваляшкой», каждые 10-20 метров он падал, и куратору Андрею приходилось его поднимать. Лучше дела обстояли у Гриши, он упирался, падал, вставал и снова ехал. Снова падал и снова вставал - и так всю трассу, только в конце он не выдержал, снял лыжи и дошел до конца пешком. Потом он прокомментировал: «Я же не мог все силы оставить на трассе в первый тренировочный день, надо же сохранить их и на день соревнований». И его стратегия оправдалась, в день соревнования он преодолел трассу первым и ждал на финише всех остальных. Наша умничка Маша трассу преодолела полтора раза. Ее настойчивость, целеустремленность, воля, упорство и уверенность, что все преодолимо, помогли ей и вызывают уважение в ее стремлении познать и попробовать в жизни как можно больше.

Мы прекрасно знали, что первыми не будем, но для нас важным было участие и победа над собой, преодоление своих недугов.

На следующий день соревнований мы преодолели трассу в рекордно короткое время - за час. Досталось нашему куратору Андрею и сопровождающему Юрию Бобкову, которые сопровождали нас: мы на лыжах, а они рядом. Они пробежали дистанцию, и не один раз. Ничего не поделаешь, контроль и помощь в целях безопасности необходимы со стороны взрослых. С одной стороны, хорошо, что мы были, как все, нет чувства «второсортности», а с другой стороны, трасса оказалась для нас очень сложной, так как у ребят нарушена координация движений. Наверное, было бы лучше, если бы были команды таких же ребят, как мы, тогда и дух соревновательности был бы ярче, эмоциональней, а воля к победе еще сильней. Но мы очень довольны, что наша команда вторая, хоть и от конца списка.

Все дети в один голос говорят слова благодарности за то, что их вывезли на природу и дали возможность поучаствовать в празднике спорта.

Светлана ТИТОВА,

социальный педагог школы-интерната №31

Спасибо всем, кто в нас верит!

Сквозь мутную дрему в сознание продирается резкий звонок будильника - пора вставать. Открываю глаза: в комнате царит приятный полумрак, за окном занимается рассвет. Рядом тихо посапывают мои спортсмены. Бужу их, нечего разлеживаться, у нас сегодня особый день. Соревнования по лыжному туризму на Кубок мэра Москвы среди учащихся коррекционных школ - это вам не районная спартакиада.

Через час подъезжаем к зданию Департамента образования. Сдаем лыжи, садимся в автобус. Дорога легкая: открыт зеленый коридор, впереди две машины ГАИ с мигалками, позади карета «скорой помощи». Они будут обеспечивать нашу безопасность и оберегать от травм.

Вот мы и на месте. Встречают организаторы соревнований, и к каждой команде подходит координатор. Он будет сопровождать нас повсюду и помогать во всем. Затем заселяют в уютные двухместные номера. Времени, чтобы осмотреться, почти нет. Получаем порядковый номер команды и бежим на линейку, посвященную открытию соревнований.

Много теплых слов в наш адрес говорит Матвей Шпаро, желает успехов и дает старт соревнованиям. Первым испытанием станет установка палатки: ее необходимо поставить за полчаса и сдать результат судейской коллегии. Затем нас разбивают на две группы, часть команды готовит обед, остальные определяют азимуты. Позднее: медицинская подготовка, узлы и конкурс интеллектуалов. Программа соревнований настолько насыщенна, что нет времени расслабиться!

В два часа обед, потом тренировка. На первый взгляд лыжня непроходима, но глаза боятся, а руки, в нашем случае ноги, делают. Пока ребята обкатывают трассу, мы уже готовимся к вечернему мероприятию, наше домашнее задание называется «Поход на Северный полюс».

Прекрасно организованы состязания. Вся территория комплекса размечена цветными флажкам, а лыжня огорожена красными лентами. Сотрудников «Лаборатории путешествий» легко узнать по ярким оранжевым жилетам, что для наших детей особенно важно. А во время пауз дети не бесцельно слоняются по улице, а с пользой проводят время.

Награждения ребята ждали, затаив дыхание. В конкурсной программе мы третьи. И сколько эмоций, когда мы узнаем, что кроме кубка за третье место нам еще вручают приз за «Волю к победе». Таких наград только две, и это еще приятнее.

Возвращаться в Москву не хочется. Но мы едем домой не с пустыми руками. Всю дорогу обсуждаем планы на будущий год: «Вот в 2010-м сделаем все возможное, чтобы победить!»

Лилия БАХРОМОВА,

старшая вожатая специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида №5

Nihil desperandum - ничто не безнадежно!

Нахожу на карте Северный полюс, нахожу 89-й градус северной широты. От этой параллели до Северного полюса 110 км, и в конце марта на ней откроется российская станция «Барнео». Кто-то из тех, кто сегодня соревнуется, пройдет эти 100-110 км от «Барнео» до полюса. Но не круто ли? Пожалуй, нет, если учесть, что у руля проекта стоит Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро.

Знаменитые российские путешественники - авторы всесезонного лагеря «Большое Приключение» в Карелии, куда приезжают поучиться опыту настоящих путешествий учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Походы самые разные: летом - водные - по порожистой Чирка-Кеми; осенью - пешие, с собаками хаски; зимой - на лыжах, с собачьими упряжками. Зимняя, довольно экстремальная, программа «Большое Приключение» придавала уверенность в силах сомневающимся, указывала всем участникам слабые и сильные стороны характера и то, над чем нужно в жизни поработать - над собой.

Дмитрий и Матвей Шпаро сделали огромный шаг в деле полноценной реабилитации людей с ограничениями здоровья в столь перспективном и нужном направлении. Новый горизонт открывают проведенные в Истринском районе соревнования на Кубок мэра Москвы.

Гляжу на ребят, как быстро они сплотились, посерьезнели, сколько во взглядах любопытства, жадного интереса ко всему происходящему.

Самоотверженная работа учителей-наставников команд из коррекционных школ, внимательность и открытость инструкторов, организованность мероприятий, все это нельзя оставить без самого наилучшего комментария!

Обладателем Кубка мэра Москвы стала команда глухих и слабослышащих ребят из ЦППРК г. Зеленограда, но главное, что приобрели здесь все участники соревнований, это благодарность миру взрослых, веру в себя и понимание того, что «nihil desperandum» - ничто не безнадежно!

Андрей АНДРЕЙКИН,

учитель-педагог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зеленограда

Когда снова поедете, возьмите меня

Для учеников интернатов и коррекционных школ, которые в силу своих особенностей нечасто выходят за рамки школьной атмосферы, этот проект - прорыв в иную жизнь, жизнь, полную новых возможностей, радостей, достижений, преодолений. После прохождения конкурсной программы ребята говорили: «Никогда бы не подумали, что сможем так быстро завязать узлы!» или «А ты молодец, всю аптечку запомнил!», или «А помните, как мы в Карелии палатку ставили, здесь также, правда?» Специфика наших детей такова, что хвалить друг друга они не привыкли, чаще стараются отстаивать свои достижения, поэтому слышать от них в адрес друг друга: «Ты молодец» или «У тебя это здорово получилось» - непривычно и радостно!

Второй день был посвящен лыжной гонке, и опять сколько выдумки и понимания вложили авторы проекта в построение маршрута.

Потом подъем лесенкой, наверное, самый тяжелый участок для ребят. Тут и просьбы - снимем лыжи, поднимемся пешком. Понятно, ведь нарушение интеллекта влияет на координацию движений, носы лыж задираются вверх, равновесие теряется. Но наверху стоят любящие педагоги, подбадривают, ждут и гордятся своими мальчиками. А вот и «веселый этап» - транспортировка пострадавшего. И лица уже не так сосредоточены, и глаза веселеют, появляются улыбки, особенно у «пострадавшего», который лежит в нартах. «Но-но, быстрее», - кричит он, и все хохочут.

Было много телеоператоров с разных каналов ТВ, и вечером этого дня можно было увидеть себя в новостных программах. Два раза наши ребята давали интервью. «Тяжело!» - говорили они, а потом, подумав, добавляли: «Но так и надо, ведь иначе ничего не получится». Те, кто видел этих ребят по ТВ или на фотографиях, сделанных на дистанции, не могли поверить, что это инвалиды. Так адекватны они, так целеустремленны, так усердно идут к цели.

Они очень устали после лыжни. И это неудивительно. Ведь условия были одинаковы для ребят разных возможностей по физическим и интеллектуальным данным. В этом есть свои плюсы и минусы, но плюсов больше: результаты разные, но азарт, стремление, усилия, ведущие к достижению, общие, и они важнее самого результата. По ассоциации вспоминаются параолимпийские игры - максимально возможное проявление силы воли, духа, преодоление физической невозможности. Этот подмосковный проект из той же области, преодоление и объединение - вот неоспоримое достижение двух дней соревнований.

Как необходимы подобные инициативы в коррекционной работе, как помогают они и ученикам, и учителям! Очень хочется надеяться, что впервые проведенное подобное мероприятие не останется единственным, что творческие инициативы организаторов, такие нестандартные и очень благотворные для наших учеников, не зачахнут и еще порадуют нас неоднократно. Закончить хочу словами наших ребят - и тех, кто уже был в Карелии в «Большом Приключении», и тех, кто был на лыжной гонке, и тех, кому это еще не удалось: «Когда снова поедете, возьмите меня!»

Мария КОШКИНА, дефектолог коррекционной школы-интерната VIII вида №80