- Современного ребенка мы изучаем с позиции психолингвистики детского развития, рассматривая те изменения, которые происходят в сознании ребенка и в структуре его личности в процессе овладения речевой деятельностью на родном и иностранном языках.

В мониторинге «Современный ребенок: какой он?» приняли участие 92 ДОУ и 7 школ - участниц городской экспериментальной площадки «Современная стратегия непрерывного мультилингвального образования». Результаты исследований подтверждают нашу гипотезу о том, что современные дети обладают новым типом сознания - системно-смысловым (а не системно-структурным) и что это в значительной степени отличает их от сверстников прошлого века. У ребенка доминирует смысловая сфера личности (ребенок задает чаще вопрос «зачем?», а не «почему?»), а также гиперактивность, повышенная тревожность и агрессия, повышенная потребность к восприятию информации, требовательность и настойчивость.

55 процентов родителей указывают на то, что ребенок проявляет гиперактивность или повышенную активность, 43 процента родителей - что их ребенок уравновешенный, но в другой графе отмечают, что ребенок много бегает и прыгает. Понятно, что вопрос о гиперактивности современного ребенка сегодня стал очень острым. Поэтому мы и обратились к научным исследованиям.

До 1994 года диагноз «гиперактивность» ставили только врачи - психиатры и неврологи - детям с «органическими повреждениями головного мозга, например, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Причины нарушений в поведении гиперактивных детей они связывали с биологическим дефектом. Наследственностью и поражениями центральной нервной системы.

В 1963 году Оксфордская международная исследовательская группа по детской неврологии рекомендовала заменить термин «минимальное мозговое повреждение» на термин «минимальная мозговая дисфункция», указывая на то, что гиперактивность не связана с выраженными нарушениями интеллектуального развития ребенка.

В 1964 году были внесены коррективы в Международный классификатор болезней, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым ставят диагноз «гиперактивное расстройство с дефицитом внимания». Согласно классификатору диагноз «гиперактивность» могут ставить детям без мозговых нарушений с нормальным интеллектуальным развитием не только врачи, но и психологи. Чтобы поставить диагноз, достаточно выделить более шести показателей, которые проявляются на протяжении как минимум шести месяцев в степени выраженности, свидетельствующей о плохой адаптации ребенка, обнаруживающей себя в различных ситуациях и видах окружающей обстановки - и дома, и в образовательном учреждении. Я выбрала 8 признаков из этого классификатора, когда ребенок не может удерживать внимание на деталях, не слышит обращенную к нему речь, испытывает трудности при самостоятельном выполнении задания в разных видах деятельности, легко отвлекается на посторонние стимулы, не может спокойно сидеть на стуле, вертится, крутится, проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, пытается куда-то залезть, отвечает на вопрос, не выслушав его до конца и не задумываясь, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Как пишут специалисты, наиболее выраженные симптомы гиперактивности проявляются в возрасте от двух до семи лет и характеризуются тем, что ребенок «находится в постоянном движении, бегает как заведенный, не может спокойно сидеть на месте во время занятий, не слышит и не выполняет указания взрослых. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, раздражаются, если на них не реагируют. Они часто бросают вещи и игрушки, они непослушны». Складывается впечатление, что наши дети гиперактивны, потому что они непослушны.

А может быть, следует пересмотреть отношение взрослых к детям? Да, в силу возрастных особенностей у них слаборазвита произвольность действий, они не могут управлять своим поведением, они не могут длительное время сидеть на одном месте. Наши дошкольники очень любопытны и постоянно обращаются к взрослым с вопросами. Как показывают исследования, в два-три года (а раньше это было в три-четыре года) у детей развивается инициативная речь. Ребенок может задать вопрос только для того, чтобы что-то сказать, а не услышать ответ. На основе инициативной речи формируется контекстная речь, а затем связная. Следовательно, гиперактивность современного ребенка не следует рассматривать только с генетической или биологической позиции, как диагноз, врожденный или приобретенный после перенесенного заболевания. Гиперактивность ребенка обусловлена социальным фактором, точнее, особенностями современной культурно-образовательной среды. Например, достаточно посмотреть новости по телевидению и сравнить тот темп, в котором мы все воспринимаем информацию с темпом пятилетней давности.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, важно учитывать, что критерии, выделенные в одной или нескольких странах, не могут служить основанием для их использования в другой стране без учета культурно-образовательной среды, социально-экономических и других условий, без проведения многочисленных исследований и соответствующей выборки.

Во-вторых, необходимо всесторонне изучать особенности и закономерности развития современных детей, устанавливая возможные причины возникновения гиперактивности.

В-третьих, следует четко обозначить границы гиперактивности как нормы, рассматривая гиперактивность как повышенную двигательную активность, как отклонения и как нарушения в развитии.

Наша задача - перевести гиперактивность ребенка в созидательное русло, в познавательную и социальную активность.