Современные дети в отличие от предшествующих поколений живут в условиях социокультурной неопределенности семьи, которая затрудняет прогнозируемость жизни, тем самым вызывая напряжение, неудовлетворенность реальным положением, чувство нереализованности, незащищенности и много еще чего такого, чем родители вынужденно делятся с ребенком. Нынешнее поколение детей невольно вовлекается в новые типы семейных отношений своих родителей. Сегодня эти отношения окрашиваются такими новыми ролями, как:

- «безработные родители»;

- «полуродные родители» (в ситуации нарушенного кровного родства);

- «социальные родители» (не состоящие с детьми в родстве);

- «модульная семья» (с вакантным местом отца семейства для ценных специалистов и менеджеров, прибывших по приглашению корпорации на новое место работы);

- «гостевой брак» (с периодическими «сеансами» семейной жизни);

- «бебиториум» (новые технологии рождения);

- «отцы-иностранцы» (из ближнего и дальнего зарубежья);

- «виртуальные отношения».

Влияние всех этих новаций семейной жизни на мироощущение современного ребенка уже реально существует и действует, но остается пока непознанным.

Супружество + родительство = психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий. Исследователи по семьеведению единодушно считают, что наибольшую безопасность ребенка в семье обеспечивает равновесная представленность этих ролей в каждом из родителей. Дети успешнее овладевают гендерной культурой, более социализированы, когда видят дома своих родителей не только в родительских ролях, но и как мужчин и женщин. Но как показывают данные исследований, молодые родители нелегко интегрируют в себе эти две роли и склонны «заваливаться» либо в одну, либо в другую роль. В результате современные дети больше, чем дети прошлого века, получают опыт отношений с родителями, мягко говоря, с соблазняющим оттенком или оттенком флирта, и хорошо, если они это осознают. Вопросы деликатные для практики общения, но очень актуальные и для других стран тоже.

Только солидарные родители - благо для нормального развития ребенка, они обеспечивают надежный воспитательный стержень, будучи «позвоночным столбом семьи», по выражению авторов книги «Семья в кризисе» О.Нейпир и К.Витакер. У нас пока недостаточно развита консультативная практика адресовываться к родительской паре как «команде».

Современные родители грешат посягательством на воспитательное поле друг друга. Например, если мать все время обращается к ребенку из мужского поля, отцу уже ничего не остается, кроме как отстраниться от воспитания либо поменяться с ней ролями. В работе секции, которая проходила на базе Ресурсного центра «Московская семья - компетентные родители» детского сада №2230, в выступлениях прозвучал интересный пример: когда ребенка спросили, кто в семье главный, он ответил: «Папа главный, потому что он добрый и всем уступает». Нужны ли тут комментарии?

Другой важный аспект - эмоциональная стабильность в системе «родитель - ребенок». Нестабильность - один из главных источников нездоровья ребенка. Не случайно семью называют институтом эмоциональных отношений. Еще под руководством А.Запорожца проводились исследования, показавшие, что эмоциональная поддержка и контакт - базисная основа отношений взрослого с ребенком, обеспечивающая качество жизни ребенка в семье. Причем поддержка и контакт нужны не только слабому, больному ребенку, но и тому, у кого все вроде хорошо и он не нуждается как будто в поддержке. Контакт - богатство жизни. Когда ребенок только рождается, родители наполняют его этим, но потом, по мере его взросления, они сворачивают свои инициативы в этом, и на смену им приходит контролирующий стиль отношений. Таким образом, потребность ребенка в контакте приводится к дефициту. В нем, как представляется, ключ к объяснению многих особенностей поведения современных детей, в том числе их повышенной агрессивности, тревожности. Родители просто «не водят» ребенка на территорию эмоционально-чувственного контакта и традиционно полагаются на свою родительскую силу и власть. Поэтому ребенку пока собственно нечем поделиться. Диагностические материалы по изучению эмоционального самочувствия дошкольников в семье показывают заметный рост детей с амбивалентным и индифферентным отношением к родителям. Выход видится в разработке обучающих программ развития эмоциональной устойчивости родителей, практических игровых программ самоосознания и самокоррекции привычных стереотипов в общении с ребенком. Эффективный метод общения в рамках реализации таких программ - анализ видеонаблюдений за общением «ребенок - ребенок», «родитель - ребенок», комментарии ситуации с точки зрения сильных и слабых моментов, проигрывание новых способов общения.

Еще один актуальный аспект исследований - конструктивные типы детско-родительского взаимодействия. Например, психологические исследования, проведенные под руководством доктора психологических наук, профессора МГУ Л.Обуховой обнаружили преобладание либо доминирования родителя, либо доминирования ребенка. С гармоничным типом взаимодействия было выявлено только 20% семей. В остальных наблюдалась ситуация «качания прав» каждым членом семьи, включая ребенка. Отношения строились на диктате и подчинении. Под руководством кандидата психологических наук А.Кошелевой исследовалась социальная нормативность родителей, которая резко повышалась в связи с приближением начала школьного обучения ребенка и отношения развивались по типу: «Стань таким, как я хочу».

Важной практико-ориентированной темой психологических исследований следует отметить способы регуляции поведения ребенка в семье. Совместная экспериментальная работа со специалистами в области телесно-ориентированной работы с детьми и взрослыми показала эффективность использования в семье регуляции поведения ребенка не только на уровне вербальной коммуникации, но и на двигательном уровне, а также за счет определенного типа контакта, в том числе опираясь на игровые способы. Экспериментальный опыт показывает, что и качество вербальной коммуникации родителя с ребенком вопрос непростой. Родителям нелегко формулировать так называемые идеальные родительские послания, то есть вербальные обращения к ребенку, которыми родитель «питает» свое чадо. Сегодня ребенок «глотает» от взрослого все, что тот ему адресует, но многое не переваривает. Вербальная коммуникация «идеального» качества всегда «переваривается» ребенком, так как позволяет ему двигаться в собственном развитии дальше, продвигаться в овладении ситуацией, овладении новым опытом. Все это убеждает в том, что родителю современного ребенка поневоле надо сегодня стремиться быть творческим и изобретательным в своей родительской роли, в выборе способов взаимодействия. А в этом важную роль играет рефлексивная культура родителей. Поэтому исследование разных видов родительской рефлексии как фактор благополучия ребенка в семье сегодня также представляется самостоятельным предметом и экспериментальным направлением.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, как жизненные сценарии личностного развития могут разворачиваться в зависимости от положения ребенка в семейном коллективе, где единственный ребенок, старший и младший, живущий с родителями и прародителями, в неполной семье или в ситуации повторного брака родителя. Воспитание ребенка в каждом из типов семей имеет свою педагогику, в каждом работают свои правила семейного порядка, есть свои плюсы и «болевые точки», свои явные и скрытые воспитательные риски. Дело не в самом существовании этих рисков, а в различии подходов к их решению.

В рамках проведения одного экспериментально-игрового курса родители размышляли над тем, какой ребенок сводит их с ума. В результате сами родители сформулировали три ключевых послания от своих детей: «Дайте право быть ребенком»; «Заслужите право руководить»; «Не пренебрегайте моими потребностями». Это позволяет утверждать, что у современных родителей колоссальные возможности быть творческими в родительской роли. Современная семья имеет потенциал сохранять свой статус надежного источника комфортного и безопасного самочувствия ребенка в семье при условии обеспечения соматической, психологической и духовной культуры.