Статфакт

В результате проведения НИР МГППУ предложил:

Модель сетевого взаимодействия ДОУ.

Концепцию сетевого мониторинга развития учреждений.

Модель сетевого позиционирования ДОУ.

Модель сетевого обучения.

Методические рекомендации по организации сетевых конкурсов.

Модель сетевого проектирования.

Нынче сетевое взаимодействие ДОУ реализуется на основе всем известного положения, которое регламентирует возникновение экспериментальных площадок и по большей части связано с работой и концепцией сети, то есть экспериментальных площадок второго уровня. Но тот залог, из которого исходили мы, предполагает, что управление развитием осуществляется не только в тот момент, когда учреждение выходит на стадию эксперимента по той или иной инновации или на стадию ее разработки. Совершенно очевидно, что инновационные процессы - процессы довольно крупного порядка, это очень крупные единицы, с которыми работают учреждения, а проблемы, с которыми они сталкиваются - кадровые вопросы, проблемы методической службы, проблемы управленческого характера, - возникают постоянно и далеко не всегда их возможно решить наличными средствами. Далеко не все эти проблемы попадают в контекст инноваций, становятся предметами инноваций и транслируются в сообщество. Поэтому в этой ситуации возникало некое проблемное поле: с одной стороны, уже существовала специализированная форма сетевого взаимодействия в форме городской экспериментальной площадки второго уровня, с другой - возникло много достаточно серьезных сложностей, связанных с тем, что механизм создания абсолютно нового продукта в этой сети не прописан, потому что учреждения второго уровня транслируют свой продукт, распространяют его, закрепляют и внедряют. Задачи создания нового продукта в этом процессе у них нет, они ее решили на первом шаге. Кроме того, ресурсов одного учреждения может показаться недостаточно для решения проблемы, не зря и в площадках второго уровня мы очень часто видим распределение: например, ДОУ, которые берутся за разработку той или иной проблематики, воспроизводят ее не в чистом виде, а берут какие-то аспекты, делят их между собой, пытаются в этой совокупной деятельности получить новый результат.

Сложность, с которой непосредственно сталкиваются на практике, заключается в том, что сами учреждения-трансляторы по организационной форме (так заложено управленчески) упираются в свой потолок, им по большому счету в этом контексте создавать новое незачем, и у них нет для этого никаких механизмов. Они уже делают свое некое предельное действие, и поэтому основная идея была - инициировать позиционное сетевое партнерское взаимодействие в режиме профессионального сообщества специалистов различного уровня, а цель - совместное решение актуальных и перспективных поблем собственного развития, но в контексте развития системы дошкольного образования. Здесь была поставлена довольно интересная задача, связанная с тем, чтобы ДОУ развивалось не как вещь в себе, не как замкнутая организация, решающая собственные проблемы, а как организация, как-то вписывающаяся в дошкольное образовательное пространство и определяющаяся относительно него.

Мы в целом разработали модель сетевого взаимодействия, которая включала в себя сочетание отдельных моделей и организационных форм.

Мы предложили выстроить профессиональное сообщество в форме сетевого взаимодействия. Оно отличается от других специализированных форм тем, что, во-первых, партнеры должны быть принципиально разнообразны, в этом случае вклад каждого партнера в сеть максимален, и в этом случае возникает необходимость позиционирования: «Я занимаю определенное место», «Я имею определенное лицо» и «Я другой по отношению к вам». Партнерство в сети - это использование определенного ресурса, которое заключается не просто в том, что ресурс суммируется, а осуществляется некое совместное действие, в результате которого получается новый продукт. Этот новый продукт был бы невозможен без того, чтобы были объединены финансовый, кадровый и научный ресурсы. Соответственно для возникновения нового продукта обязателен интерактивный характер взаимодействия. В институциализированных формах основное направление - взаимодействие между ядерной структурой и конкретным учреждением. Учреждения сети второго уровня взаимодействуют между собой довольно слабо, у них вообще нет такой задачи, потому что им нужно внедрить и развернуть некоторую инновацию.

Важный момент - выделение координаторов по функциональному признаку, то есть обычно в зонтичной системе, когда есть некая ядерная структура, все управленческие функции возлагают на ресурсный центр. В данном случае координаторы и управленцы возникают под проекты и под задачи. Они необязательно могут быть представителями более сильного учреждения, например, того же ресурсного центра, эту роль может взять на себя любое учреждение.