Свои презентации и рассказы о первых результатах реализации проектов представили Центр развития ребенка №2336, занявший первое место в конкурсе, а также ЦРР №621 ЮАО и ЦРР №183 ЮВАО, занявшие соответственно 2-е и 3-е место в этой номинации. Педагоги детского сада, принимавшего гостей, показали игровое экспериментирование с тестом для детей 2-3 лет (педагог дополнительного образования О.Колесникова), проектную деятельность с воспитанниками старшей группы «Помоги птицам зимой» (воспитатель А.Гребенникова) и экспериментально-исследовательское занятие в подготовительной группе «Старая сказка на новый лад» (воспитатель Н.Бочарова). О том, как работает Центр образования №2336 над своим проектом «Детского сада будущего», рассказывает его заведующая Ирина ПАВЛЕНКО.

Педагогический коллектив Центра развития ребенка в рамках нашего проекта, устремленного в будущее дошкольного образования, стремится создать такие образовательные технологии познавательной направленности, которые бы развивали детскую инициативу. Сегодня эта задача чрезвычайно актуальна. Программа «Столичное образование-5» ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачи максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов для интеллектуального развития ребенка, внедрения новых эффективных технологий работы с детьми и технологий сотрудничества с родителями в практике психолого-педагогического партнерства. Действительно, современному обществу сегодня нужна личность, способная взять на себя инициативу, умеющая творчески подходить к решению любой проблемы, ставить цели и стремиться к их достижению.

Проанализировав образовательную ситуацию в столичном дошкольном образовании и накопленный опыт своего учреждения в области детского экспериментирования и реализации совместных детско-родительских проектов познавательного и творческого характера, мы поставили перед собой такую цель: создание двухуровневой модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности для детей от 2 до 7 лет. Первый уровень - детское игровое экспериментирование в младшем дошкольном возрасте; второй уровень - собственно проектная деятельность со старшими дошкольниками. Мы выдвинули гипотезу, что реализация такой модели даст мощный стимул для запуска механизма детского саморазвития, активизирует детскую инициативу и самостоятельность.

Как это произойдет? Еще в младшем дошкольном возрасте, экспериментируя с разными предметами и объектами окружающего мира, ребенок получает реальные эмоционально окрашенные представления о свойствах и взаимоотношениях в окружающей действительности, приобретает чувственный опыт. Первые самостоятельные опыты приводят малыша к открытиям, которые необычайно важны для развития его любознательности и активности.

Когда ребенок становится старше, ему уже предоставляется возможность ответить на проблемный вопрос или решить проблемную ситуацию, опробовав различные варианты решения и выбрав и обосновав наилучший. Это возможно при использовании метода проекта.

Здесь появляются два принципиально важных момента.

Первый заключается в том, что такой подход меняет форму и содержание взаимодействия между ребенком и педагогом. От педагога требуются хорошая подготовленность, эрудированность, знание не только основ педагогики и методик, но и психологии дошкольника, владение навыками диагностического мышления.

Второй момент - это обязательное (сначала вынужденное, затем мотивированное) включение родителей в образовательный процесс. Ребенок, будучи участником проекта, предъявляет себя родителю как партнер или ведущий в поиске выхода из проблемной ситуации, требует от родителя помощи и всяческого участия. Это приводит к тому, что меняется внутренняя позиция родителя: от потребителя образовательной услуги к равноправному участнику образовательного процесса.

Наконец, так как обязательное условие любого проекта - получение продукта и презентация его в социально значимой для ребенка среде (перед сверстниками группы, перед родителями или перед детьми из другой группы), то проявленная инициатива и активность ребенка имеют социальную окраску и побуждают действовать в соответствии с этой инициативой. То есть здесь решаются многие вопросы нравственного воспитания.

Координирует работу по использованию метода проекта Совет по экспериментально-инновационной деятельности ЦРР.

Главным итогом реализации нашего проекта к концу 2011 года будет создание и опубликование сборника методических материалов, который поможет любому заинтересованному дошкольному учреждению овладеть технологией организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками.

Сегодня мы уже:

- разработали систему занятий по детскому игровому экспериментированию по четырем блокам: «Песок, глина, камни, почва», «Вода, воздух, физические явления», «Растения, животные, среда их обитания», «Человек и природа»;

- для повышения мотивации родителей ввели в работу игровое экспериментирование в домашних условиях; для организации этого аспекта деятельности для родителей разрабатываются подробные рекомендации в качестве домашних заданий, отчет о выполнении домашних заданий родители представляют в виде фотопрезентаций;

- ведем работу по организации и комплектованию детской экспериментальной лаборатории;

- в этом учебном году реализовали детско-родительские проекты познавательной, творческой и социальной направленности: «Давайте познакомимся»; «В гостях у сказки»; «Семейные традиции»; «Я познаю мир» (по странам и континентам); «Дорогая моя столица, золотая моя Москва»; «Времена года»; «Мой мир» («Моя семья», «Мой город», «Моя страна»); «Природные талисманы».

Мы постоянно ведем с педагогами консультативную работу:

по оформлению паспорта проекта;

по определению содержания на всех этапах реализации проекта;

по организации родительского участия в реализации и презентации детско-родительских проектов;

по выбору наиболее оптимальных форм и способов презентации результатов проектной деятельности, охватывающей всех участников (детей, родителей, педагогов);

по определению перспектив использования продуктов проектной деятельности в образовательном процессе.

Наиболее приемлемыми формами презентации мы считаем:

интегрированные занятия;

проведение экскурсий;

творческие акции (театральные постановки, изобразительные работы, выставки творческих работ и др.);

экологические природоохранные акции;

мультимедийные презентации.

В этом учебном году со старшими дошкольниками по инициативе детей мы стали практиковать проекты краткосрочные, которые дети готовят с родителями и потом представляют на занятиях. Среди таких проектов:

«Ехидна», «Океан» (семья Дениса Сытова);

«Пословицы» (семья Коли Шабалина);

«Откуда берутся вулканы», «Парк птиц «Воробьи» (семья Васи Ключникова).

Это можно считать подтверждением того, что мы находимся на правильном пути, что наша модель работает. В этих краткосрочных проектах прослеживается повышение уровня познавательной, социальной и творческой активности и инициативности наших старших дошкольников. Стало просто неприличным не поделиться с друзьями тем новым, что увидел и узнал сам. Также дети получают опыт публичных выступлений, что пригодится им при обучении в школе.

В этом году мы стали использовать социум с целью расширения мотивационно-развивающего пространства. Например, в сентябре 2008 года наши старшие дошкольники были участниками мастер-класса «Песчаная скульптура» в рамках Международного фестиваля «Чудеса природы-2008», который проводился в ботаническом саду «Аптекарский огород».

Дети с удовольствием использовали в творчестве полученные в процессе экспериментирования знания о свойствах песка, легко и непринужденно общались с мастерами песчаной скульптуры из разных стран, радовались тому, что совместно создавали сказочный образ Русалки. Кроме этого, наши дети получили знания об инструментах, о технологии создания скульптур из песка.

Нас порадовало трепетное, бережное отношение наших детей к скульптурам, созданным другими авторами. Когда им было предложено их разрушить, они действовали осторожно, разбирая скульптуру, модифицируя один образ в другой, пока не разобрали до конца. При этом они испытывали неподдельное удовольствие от совместной деятельности.

В настоящее время мы разрабатываем диагностический материал по определению мотивационной готовности детей, родителей и педагогов к участию в проектно-исследовательской деятельности, так как мотивационная готовность - основной показатель возможности саморазвития детей и взрослых, проводим целевые наблюдения за детьми и анкетирование взрослых, на основе анализа которых стало возможным проследить динамику мотивационной готовности к участию в проектно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов.