Есть несколько ключевых моментов, которые были определены в результате научных исследований, проведенных МГПУ. Прежде всего нужно сказать, что эти исследования были направлены прежде всего на то, чтобы лица, принимающие стратегически значимые решения в сфере дошкольного образования, располагали для этого необходимыми основаниями и информацией.

Целью научно-исследовательской работы было создание качественных и количественных моделей, которые позволяют в ходе многоэтапного процесса определять перспективные потребности столичного мегаполиса в дошкольных образовательных учреждениях и в педагогических кадрах для работы в них, а также анализировать разные возможные сценарии развития событий.

Как мы понимаем новизну этого проекта? Дело в том, что надо было от процессов, которые происходят во внешней среде по отношению к системе образования, перейти к конкретным прогнозным оценкам, которые касаются непосредственно системы образования. Мы все понимаем, что живем во взаимозависимом мире и многие процессы, происходящие во внешней среде (сейчас мы это ощущаем особенно остро), непосредственно влияют на деятельность ДОУ. Поэтому новизна исследований и полученных результатов состоит в установлении связей между социально-экономическими, демографическими показателями в регионе и параметрами одной из отраслей социальной сферы - региональной системы дошкольного образования.

Но ученые проводят исследования, и частенько результаты и выводы остаются малозначимыми для практики, поскольку работающим в дошкольном образовании они, как правило, неведомы. Есть ли практическая значимость у наших исследований? Есть, так как необходимо было прежде всего определиться с обоснованными объемами инвестиций для строительства новых зданий детских садов, помочь в этом вопросе и Департаменту образования, и Правительству Москвы. Затем, в связи с тем, что вполне вероятно в сценарии перехода ДОУ на самостоятельность в условиях нормативного финансирования, также важно было оптимизировать все процедуры бюджетного планирования на основе этих нормативов, а также на основе прогнозных оценок численности детей, которые находятся или будут находиться в ДОУ. Иными словами, на основе полученных результатов можно:

- проводить оптимизацию бюджетных расходов путем более точного и обоснованного определения объемов строительства ДОУ в среднесрочной перспективе;

- повышать качество бюджетного планирования на основе применения нормативов подушевого финансирования и прогнозных оценок численности детей в ДОУ, а также педагогических работников;

- обобщить предложенный подход для решения прогнозно-аналитических задач в других отраслях социальной сферы Москвы и для других регионов России.

Конечно, для нас очень важно было провести и так называемое сценарное планирование, отвечая на вопрос: «Что будет, если...», выясняя варианты развития, если будут возникать те или иные ситуации и создаваться те или иные условия. Нам надо знать, что если какие-то условия будут заданы, то мы получим такой-то результат, а в случае других условий результат будет иным. Нашими методиками и системами, думаем, могут с успехом воспользоваться и другие отрасли социальной сферы.

Мы живем в быстро меняющемся мире, поэтому те результаты, которые были нами получены, основываются на базах данных и аналитике, ограниченной по времени октябрем-ноябрем 2008 года. В связи с тем что сейчас развиваются кризисные процессы в отечественной и мировой экономике, в социально-экономических сферах, естественно, необходимо вносить определенные коррективы в оценки и выполнять аналитическую работу на постоянной основе.

Прогнозным исследованиям предшествовала работа по социологическому опросу работников дошкольных образовательных учреждений во всех 10 округах столицы. Но та работа была проведена как первый этап исследования в четвертом квартале 2007 года. Эти исследования прежде всего показали, что примерно каждый второй педагогический работник ДОУ не имеет высшего педагогического образования, что 71 процент педагогических работников ДОУ имели в среднем уровень заработной платы от 6 до 12 тысяч рублей. По нашему мнению, это все вопросы, которые, безусловно, сказываются на качестве и темпах кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

В анкетах, которые были анонимными, был задан вопрос о степени адаптации работников ДОУ к социально-экономической ситуации в Москве. Большая часть - 73% опрошенных - ответили так: им не удалось приспособиться, поэтому очевидно, что для выстраивания политики в сфере кадрового обеспечения надо принимать это во внимание как один из ключевых факторов.

Важное отличие кадрового обеспечения ДОУ заключается в том, что порядка 30% педагогов принимают решение о работе в дошкольном образовании уже в зрелом возрасте. В связи с тем что сейчас в экономике развиваются определенные кризисные явления, в Москве увеличивается уровень безработицы, возможны тенденции обеспечения ДОУ кадрами извне, а вероятно, и возврата в систему тех педагогических работников, которые в свое время ее покинули. Поэтому тут нужно выстраивать адекватные системы профориентации и переквалификации, переподготовки этих приходящих в систему специалистов.

Основной идеей в работе стало то, что мы отталкивались в своих исследованиях от демографических процессов, происходящих в Москве. Мы прекрасно понимаем, что именно демографические процессы в конечном итоге определяют потребность в кадрах и в дошкольных образовательных учреждениях. Мы проанализировали рождаемость детей у женщин разного возраста и выявили закономерность, что постоянно увеличивается доля женщин, принимающих решение о рождении ребенка в возрасте свыше 25 лет. Постоянно растет доля женщин, принимающих решение о рождении детей в диапазоне 30-34 и даже более того - в диапазоне 35-39 лет.

Нам удалось выстроить кривую, которая имеет максимум детей дошкольного возраста. По нашим оценкам, если не будут приняты какие-то управленческие решения по стимулированию миграции в Москву или по стимулированию рождаемости в Москве, то эта закономерность сохранится, и пик детей дошкольного возраста в столице мы ожидаем в районе 2013-2014 годов. Вероятно, что число детей будет возрастать, достигнет примерно 620 тысяч человек и далее будет плавно снижаться.

Вот тут понятно, для чего вообще нужны такие исследования на стратегическом уровне принятия решений. Мы можем проводить сценарные анализы по правилу: «Что будет, если?..». Например, на графике прямая линия - планируемые объемы ввода в строй новых дошкольных образовательных учреждений. Но на схеме есть еще три кривые. Одна из кривых отвечает на вопрос, что будет, если потребность в дошкольных образовательных услугах останется на прежнем уровне, составляющем 50 процентов от числа детей дошкольного возраста в Москве. При сохранении темпа ввода новых детских садов потребность в них будет удовлетворена к 2011 году. Если же вдруг потребность в такого рода услугах возрастет, допустим, до 65 процентов, то возросшая потребность будет удовлетворена не раньше 2016 года, а при спросе в 75 процентов - примерно к 2018 году.

Сколько же при этом потребуется воспитателей для обеспечения образовательного процесса в ДОУ? Здесь довольно явная закономерность без постоянного возрастания. В 2009 году их нужно чуть больше 26 тысяч человек. Но если ничего непредвиденного не произойдет, если Правительство Москвы будет по-прежнему выполнять свои планы по вводу ДОУ, то необходимое число воспитателей для ДОУ будет возрастать и достигнет к 2017 году примерно 37 тысяч человек.

Но кроме воспитателей детским садам нужны и другие специалисты. На первом месте здесь, по нашим оценкам, находятся логопеды, на втором - другие педагоги, затем - музыкальные работники, на четвертом - заведующие, на пятом - старшие воспитатели. А вот дефектологи, как свидетельствуют данные статотчетности, занимают практически последнее место, хотя реально востребованность этих специалистов растет год от года.

Наконец, по нашим оценкам, потребность в приеме на работу педагогических работников в ДОУ с 2011 по 2017 год будет приближаться к трем тысячам человек ежегодно, если не произойдут какие-то непредвиденные события.

В качестве примера того, как можно проводить на базе этих исследований анализ возможных решений, мы представляем матрицу высоких или низких событий и силу их влияния на систему дошкольного образования. Мы попытались понять, какие ситуации возможны в ДОУ, какие факторы могут повлиять на кадровое обеспечение. За каждым из этих факторов - возможный сценарий развития кадровой ситуации, который должен быть прописан отдельно.

Главным итогом нашей работы можно считать то, что мы отработали понимание того, как нам решать прогнозные проблемы, поняли главные факторы во внешней среде, которые влияют на проблемы кадрового обеспечения дошкольных учреждений, сделали примерные сценарные оценки того, как будет развиваться ситуация с обеспеченностью населения Москвы дошкольными образовательными услугами, зафиксировали те основные выводы, один из них - то, что, поскольку мы живем в быстро меняющемся мире, нам надо постоянно анализировать обновляющиеся данные, анализировать изменяющуюся ситуацию, с тем чтобы помогать Департаменту образования, Правительству Москвы выстраивать оптимальную (и с точки зрения затрат средств, и с точки зрения последствий принимаемых решений) политику в сфере дошкольного образования.