Психолог В.А.Крутецкий писал, что «развитие творческих способностей школьников связано с самостоятельным творческим овладением предметом, с самостоятельной постановкой несложных проблем, с нахождением путей и методов их решения, с «изобретением» доказательств, с нахождением оригинальных способов решения нестандартных задач».

В обучении решению задач развивающую роль играет процесс их составления учащимися, т.к. он требует более глубокого исследования решения. Практика показала, что школьники способны создавать интереснейшие задачи и успешно решать их. А это так важно для самого ученика! У него появляется уверенность в своих интеллектуальных силах, положительная самооценка, чувство собственного достоинства и значимости.

Конечно, задачи, составленные слабыми учащимися, оказываются простыми для сильных ребят. Но и для последних они имеют важное значение, проверяя их склонность к пониманию и уважению другого человека, к милосердию, а кроме того, могут оказаться той средой, в которой рождаются принципиально новые задачи. Важно также и то, что отношение к поиску решения задачи, автор которой находится рядом, в большей степени эмоциональное, активное, опирающееся на внутреннее желание и готовность решить задачу. «Собственные задачи» порождают и более высокую мотивацию.

Академик Давыдов перечисляет развивающие цели обучения:

развитие мышления;

развитие элементов творческой деятельности как качества мышления;

развитие устной и письменной речи;

развитие «умения учиться»;

развитие памяти.

К этому перечню я бы добавил необходимость развития умения работать с информацией. Именно на реализацию перечисленных целей и направлена система моей работы. Основными задачами считаю следующие:

- познавательное, нравственное и эмоциональное развитие личности;

- формирование научного мировоззрения, современной научной картины мира;

- усвоение научных методов познания;

- выработку у детей осознанного умения работать на компьютере как составной части общей культуры;

- воспитание ответственности и гражданской активности ребят;

- формирование потребности в общечеловеческих ценностях.

Для реализации поставленных задач использую разнообразные методы, формы и средства обучения. Применяю объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический методы наряду с репродуктивными. Стараюсь организовать поисковую, исследовательскую, экспериментальную деятельность учащихся. Использую дидактический аппарат учебников и пособий, дополнительной литературы, анализ которой позволяет выявлять закономерности, основные цели, делать научные и мировоззренческие выводы. Создаю свои дидактические материалы.

Считаю, что информатика является наиболее благоприятной сферой для интеграции предметов. Ибо она позволяет консолидировать работу с различными видами информации, выявлять их взаимное проникновение. Знакомлю ребят с научно-популярной и исторической литературой по теме, приводя яркие факты, давая краткую аннотацию, показывая образцы достижений мировой культуры, науки и техники.

При объяснении нового материала использую блочное изложение темы, особое внимание уделяю работе со схемами, текстами учебников, таблицами. Для лучшего усвоения предлагаемого материала всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного или его нестандартное, непривычное применение. Например, после изучения способов обработки текстовой информации на компьютере объясняю, как эти знания могут быть использованы для арифметических задач (арифметические операции с «очень большими» числами). Попутно учащиеся расширяют свой кругозор в области математики (функции нескольких переменных, бином Ньютона, методы приближенных решений уравнений и др.), физики (осуществление логических операций в электронных схемах, принцип действия и устройство кинескопа), лингвистики (кодирование и декодирование информации, частотный анализ), тренируются в области логики высказываний.

На своих уроках я предлагаю ребятам следующие виды творческих работ:

поиск «нового» по данной теме;

сочинение-абстракция;

путеводители по изученной теме, которые создают сами дети, помогают им обобщить и систематизировать изученный материал, а также проверить свой запас знаний;

«справочники-шпаргалки» учащиеся делают по темам, содержащим большое количество информации;

«заповеди темы» отличаются от перечисленных выше видов работ тем, что содержат предупреждения о возможных ошибках при изучении данной темы, нюансы и особенности материала;

составление и решение интересных задач, связанных с другими предметами (обязательным требованием к такой работе является литературное изложение условия задачи);

работа по углублению знаний учащихся, применению их в нестандартной ситуации;

поурочные карточки-задания соседу;

изготовление компьютерных игр;

«праздничные» задачи;

тематические сборники задач. Этот вид творческих (экспериментальных) работ учащиеся предложили сами. Каждый сборник включает в себя основные положения теоретического материала, поэтому на выполнение задания дается много времени. Одновременно ученик получает меньше домашних заданий. Тематические сборники задач выполняют следующие функции:

- систематизирующую, обобщающую, развивающую творческое мышление (на этапе создания);

- консультирующую, обучающую, контролирующую (на этапе повторения);

пропедевтическое изучение материала;

лабораторно-практические работы;

экспериментальные работы;

решение задачи разными способами;

в 9-м классе на итоговой аттестации в билетах учащимся был предложен вопрос для самостоятельного изучения внепрограммной темы. Ответы были настолько глубокими, что заставили задуматься о научно-исследовательской деятельности в 10-м классе. Так возникло логическое завершение цепочки - годовые работы учащихся.

Темы таких работ можно условно разделить на три категории:

позволяющие обобщить материал, изучаемый в различных разделах предмета и в различное время;

позволяющие изучить теоретический материал, примыкающий к программному, и применить его в решении задач основного курса;

«исследовательские темы», где основным элементом является материал, выходящий за пределы школьной программы.

Годовая работа предусматривает обязательную защиту: ученик излагает основные цели, задачи и наиболее существенные результаты, полученные им.

Приоритетную роль отвожу фронтальным и групповым видам деятельности. Стремлюсь осуществлять индивидуальный подход, использую принципы дифференцированного обучения. Активизирую работу и восприятие учащихся, решая и составляя в процессе каждого урока интересные проблемы и задачи. Уделяю большое внимание пропедевтическому изучению материала, что позволяет детям быстрее усвоить новое, а значит, перейти к решению заданий повышенной сложности.

Одной из самых сложных, но и интересных задач, стоящих перед учителем, является работа с одаренными детьми, способности которых заложены самой природой. Развить же их, поднять на нужную высоту предстоит учителю и ученику. Пожалуй, сразу выделить одаренного или способного, умного или усидчивого достаточно трудно. Поэтому мне кажется, что начинать цепочку действий необходимо со всеми, кто проявляет хоть малейший интерес к информатике. Я строю свою работу с одаренными, а вернее, интересующимися ребятами следующим образом (см. схему).

Калейдоскоп педагогических приемов, методов, идей

1. Идея обучения учащихся решению одной задачи несколькими способами. Например: составить несколько алгоритмов переправы на другой берег реки. Использую эту идею также на промежуточной аттестации, при проведении контрольных, самостоятельных работ, причем каждый раз разрабатываю критерии оценки таких заданий.

2. Идея проведения лабораторно-практических работ по программированию.

Цель - пропедевтическое изучение нового материала. Например: изучение в 8-м классе изменения графика функции в зависимости от преобразования формулы, задающей эту функцию.

3. Идея создания и решения заданий (поурочных, тематических, годовых) самими учащимися.

Этот вид работы получил название «Задача соседу». Ребята дома готовят и решают определенные задания. Во время повторения карточки в произвольном порядке раздаются детям. Такая работа снимает стрессовые ситуации (ибо подобное ребенок делал дома), позволяет проявить себя каждому ученику.

4. Изучение и применение с учащимися методов научного познания.

Экспериментальные: сравнение, наблюдение и т.п.

Теоретические: моделирование, аналогия, мысленный эксперимент.

5. Использование приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

На каждом уроке объяснения нового материала учащихся ждет проблемный вопрос, на который можно ответить, только узнав новую тему.

6. Определение уровня обученности.

Разные виды заданий, мини - самостоятельные работы, терминологические диктанты, зачеты по теории позволяют достаточно верно определить уровень знаний учащихся. Однако реальную картину можно получить только при проведении мониторинга. В свою очередь это позволяет планировать работу по ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях.

7. Экзамен как заключительный аккорд обучения и сотрудничества с учащимися.

Мне кажется, что аттестация должна быть не просто проверкой полученных знаний, а праздником, игрой посвященных в таинства науки.

8. Право на ошибку.

Каждый мой ученик может пересдать любую работу, и таким образом ликвидировать свое незнание именно в этой теме. Дети быстро вырастают, ошибок становится все меньше, и все же они знают, что за ошибки их не будут ругать, а всегда помогут исправить.

Разработка урока в 11-м классе на тему «Масштабирование»

Пояснительная записка

Учитывая прикладной характер информатики, перед учителем всегда стоит проблема представления различных видов информации средствами вычислительной техники, с одной стороны, и развития у учащихся общих мировоззренческих представлений, соответствующих современной социокультурной ситуации, - с другой. Научить воспринимать информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать, переносить из одной области в другую - основные задачи, стоящие передо мной. На представляемом уроке я постарался в максимальной степени приложить свои концептуальные педагогические воззрения к решению этих задач.

Хотя урок планировался как моноцелевой, помимо доминирующей цели - овладение новыми способами отражения художественных образов - он имел множество сопутствующих. Так, из развивающего аспекта можно выделить: развитие мышления учащихся через овладение методами сравнения, выделение главного, обобщение, постановку и разрешение проблем, перенос знаний из одной области культуры в другую, установление межпредметных и универсальных связей; развитие сенсорной сферы через развитие глазомера и ориентировки в пространстве.

Воспитывающий аспект: использование методов обучения, форм организации познавательной деятельности для развития эстетических, патриотических качеств личности; воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям; формирование гуманных отношений на уроке. Познавательный аспект включал в себя развитие умения самостоятельно выбирать способы изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости, формирование навыка использования инструментария графического редактора Paint для масштабирования фрагментов рисунка.

Структура урока может быть кратко представлена следующими этапами:

Оргмомент как часть экспозиции.

Экспозиция (мотив и цель).

Презентация нового материала.

Проработка нового материала.

Контроль, самооценка и оценка.

Организационно-связующий этап.

К особенностям класса следует отнести его профилизацию в области математики, начиная с 10-го класса. Информатика изучается второй год. Предыдущие полтора года изучались основы программирования, и только начиная с этого полугодия дети приступили к освоению компьютерных технологий. Раздел «Основы работы в графическом редакторе» призван на максимально наглядном уровне познакомить учащихся с общими принципами использования специализированных программных средств для обработки различных видов информации. При этом важно сравнить графические способы представления и передачи информации в электронном и неэлектронном (классическом) виде.

В соответствии с этими особенностями и целями урока я использовал следующие средства: высокохудожественные образцы для передачи сути изучаемой технологии, инструкции, алгоритмы, опоры (в виде схем, моделей, фрагментов научных текстов, средств наглядности), ключи для самоконтроля, временные ограничители, поэтические образы, сведения из смежных разделов других учебных предметов (изобразительное искусство, мировая художественная культура, алгебра, черчение и геометрия), игровые моменты.

Очень важную роль в течение урока играли рабочие листы учащихся. Они позволили зафиксировать в виде опорных сигналов весь материал, изучавшийся на уроке, его логику, основные определения и алгоритмы, а также рекомендации для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.

Использование современных мультимедийных средств позволяет объяснять новый материал красочно, динамично и наглядно. Попутно на уроке осуществлялась пропедевтика последующих разделов компьютерных технологий - «Использование средств создания презентаций PowerPoint».

Музыкальное сопровождение позволило создать соответствующую атмосферу на уроке, продемонстрировать возможности компьютера по работе со звуковой информацией, показать лучшие образцы классической музыки.

Конспект урока

- День добрый! Я рад встрече с вами!

На предыдущих уроках вы изучили различные инструменты графического редактора Paint и даже приступили к созданию проекта изображения трехмерного пространства на плоскости экрана. Сегодня мы продолжим вашу работу. Но поскольку вопрос восприятия видимого окружающего мира очень емок, я позволю себе начать стихами Алексея Константиновича Толстого. (Слайды, музыка).

Вы, моря шумного пучины,

Ты, неба вечного простор,

И ты, светил блестящий хор,

И вы, родной земли вершины,

Поля и пестрые цветы,

И с гор струящиеся воды -

Отдельно взятые черты

Всецельно дышащей природы!

Какая вас связала нить,

Одна другой светлей и краше?

Каким законом объяснить

Родство таинственное наше?

Ответить на этот вопрос, заданный Алексеем Константиновичем Толстым, пытались философы, ученые, поэты, художники всех времен. Наступила и наша пора.

Компьютерная графика является одним из видов изобразительного искусства и соответственно подчиняется всем его законам. Сегодня нашей мастерской вновь является компьютерный зал, а рабочей плоскостью - экран монитора. Какие преимущества работы на компьютере при создании рисунка вы бы отметили?

(Ученики работают по цепочке, предлагают по одной версии).

Варианты ответов: Скорость, удобство редактирования, перемещение и копирование фрагментов изображения...

- Действительно, вы уже многое можете, добиваясь гармоничного выполнения своей творческой работы. Но, я надеюсь, не откажетесь узнать что-то новое. Повернитесь, пожалуйста, к компьютерам и выведите на экраны рисунки, сделанные вами на прошлом уроке.

Прошу вашего внимания. Я вывел один из ваших вариантов на экран. Сравните полученные вами изображения с картинами липецких художников А. Леликова, В. Фомакина и Н. Рожнова. И мы, и они изобразили предметы трехмерного пространства на плоскости. В чем же основное отличие этих работ?

Вариант ответа: Разница в системе иллюзорного отражения на плоскости пространственной глубины.

- Обозначьте проблему сегодняшнего урока.

Вариант ответа: Изображение пространственной глубины.

- Пересядьте за рабочие столы. Давайте зафиксируем эту проблему в рабочих листах. Запишите также и тему сегодняшнего урока «Масштабирование».

Рассмотрим простейший пример. Вспомните математику (5-й класс). Учитель спрашивает вас: «Миллиард - это много?» Что бы вы ответили?

Варианты ответов: Да!

- А миллиард песчинок - высокая гора?

- Нет!

- А миллиард лет - это долго?

- Все познается в сравнении.

Учитель: Да, и в математике ситуацию сравнения спасает понятие «проценты».

Рассмотрим другой пример, который ближе к нашей проблеме. У меня высокий рост?

Ученики: Да.

- А по сравнению с 9-этажным домом?

Ученики: Нет.

- Давайте немного поиграем. Разбейтесь по парам. Один из вас - наблюдатель (он остается сидеть на стуле и будет руководить вторым человеком), роль 9-этажного дома у нас сыграет угол класса. Задача: поставьте второго человека в вашей паре так, чтобы у наблюдателя возникала иллюзия равенства их высоты.

Вы правильно продемонстрировали ситуацию иллюзорного равенства, но обратите внимание, что ваш ответ зависел от точки зрения наблюдателя. Но в науке ищут общие подходы. Этим займемся и мы. Перейдите за общий стол.

Рассмотрим геометрическую модель только что решенной задачи создания иллюзорного равенства объектов разной высоты.

Итак, неравные отрезки имеют равное изображение!

И, наконец, последняя ситуация: рассмотрим два равных параллельных отрезка, расположенных от наблюдателя на разном расстоянии.

Посмотрите на рисунки в ваших рабочих листах. Спроецируйте их на изображенную плоскость.

Наоборот, равные отрезки имеют разное изображение. При этом изображение более далекого отрезка меньше.

В свое время такое простое рассуждение стало настоящим переворотом, ибо на мир стали смотреть глазами человека, находя ключ к разрешению проблемы в афоризме древнегреческого философа Протогора: «Человек есть мера всех вещей».

Усвоив основное правило: чем предмет дальше, тем он кажется меньше, художникам предстояло понять, как можно измерить это иллюзорное уменьшение, чтобы перенести видимое на бумагу. Обратимся за помощью к геометрии. Из подобия треугольников следует, что один отрезок меньше другого во столько раз, во сколько... он дальше. Вот мы с вами и сформулировали основное правило иллюзорного отражения на плоскости пространственной глубины. Зафиксируем отмеченную закономерность в рабочих листах.

А теперь посмотрите, как средствами графического редактора решается задача изменения размеров фрагментов вашего рисунка. Внимательно следите за моими действиями и создайте краткий алгоритм этой операции.

1. Выделите фрагмент, предназначенный для масштабирования.

2. Возьмитесь за любой из маркеров (черных квадратиков в вершинах и серединах сторон выделяющего прямоугольника), при этом внешний вид указателя «мыши» должен измениться на «двунаправленную стрелку», и методом перетаскивания переместите его в требуемом направлении.

3. Снимите выделение.

Запишите алгоритм масштабирования в рабочих листах (1. Выделить фрагмент. 2. Потянуть за маркер. 3. Снять выделение).

Вернитесь за компьютеры. Работаем по группам.

Задание: Создайте копию какого-либо фрагмента вашего рисунка.

Попробуйте его масштабировать, используя угловой (1-я группа) и средний (2-я группа) маркеры. Остановитесь. Посмотрите на работы друг друга. Что произошло?

Ученики: Искажение.

- В каком случае искажение больше?

Ученики: Если использовать средние маркеры.

- Верно. Для того чтобы размеры изображения изменялись пропорционально, необходимо использовать угловые маркеры и тянуть в направлении диагонали выделяющего прямоугольника. Но даже при пропорциональном изменении размера в рисунке все равно возникают дефекты, вызванные необходимостью «выбрасывания» некоторого количества точек при сжатии изображения (показать!). При увеличении дефект менее заметен, т.к. в этом случае он выражается в утолщении некоторых линий. Попробуйте заметно уменьшить и увеличить копию фрагмента, с которой вы уже работали. Приглядитесь к возникающим искажениям. Отмените сделанные вами изменения. Попробуйте использовать маркеры другого вида. (Отработка умения).

Вернемся к нашей проблеме: изображение пространственной глубины. Сравните, как на картинах ХIII и ХV веков достигается одна и та же идейная задача - выделение фигуры Христа. На иллюстрации из молитвенника, изготовленного в Англии в 1220 году, размер фигур определяется их сюжетной важностью, а не расположением относительно зрителя. Христос и апостолы крупнее остальных персонажей. На «Тайной вечере» Леонардо да Винчи использован другой прием.

Сейчас, вернувшись за рабочие столы и воспользовавшись научными и историческими текстами, 1-я группа расскажет нам, кто и когда давал описание этого приема, и покажет на макете, какие при этом приводились доводы; вторая группа ответит на вопрос: «Как называется такой способ изображения пространства, какие понятия необходимы при его использовании?» - и также продемонстрирует найденные в тексте образы на макете. В вашем распоряжении две минуты. После чего вы должны будете поделиться найденной информацией со своими товарищами и кратко записать ответы на оба вопроса в рабочие листы.

Итак, на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи изображения параллельных линий сходятся, приводя взгляд зрителя к голове Христа - сюжетному центру. Какой смелостью должны были обладать художники в ХV веке, изображая параллельные прямые пересекающимися, если математики начали задумываться над проблемами параллельности только с ХIХ века, что привело к созданию неевклидовых геометрий! Поистине отвергнуть невозможное - это значит открыть новые перспективы для себя.

В толковом словаре иностранных слов Л.П.Крысина перспектива определяется как способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Запишите это определение в рабочем листе.

Само слово «перспектива» произошло от латинского слова perspicere - ясно видеть, постигать (слайд).

Сейчас я предлагаю вам на репродукциях картин великих художников «ясно увидеть» законы перспективы.

Максимилиан Волошин писал:

Все видеть, все понять,

все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать

в себя глазами,

Пройти по всей земле

горящими ступнями,

Все воспринять и снова

воплотить.

Я хотел бы продемонстрировать вам рисунки М.Ю.Лермонтова. Быть может, кто-то из вас сейчас впервые для себя откроет еще одну грань таланта этого человека. На них, кстати, хорошо просматриваются наличие перспективы и такие условные образы, как точка схода и линия горизонта. Обратите также внимание, что линия горизонта необязательно должна совпадать с географическим горизонтом, как мы привыкли себе его представлять.

А сейчас продемонстрируйте мне точку схода и линию горизонта на тех репродукциях, которые расположены перед вами, поскольку именно эти понятия нам потребуются для выполнения практической работы. Я бы обратил ваше особое внимание на картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», которую не без основания считают образцом использования перспективы живописи, а также на то количество набросков, которые сделал автор, чтобы добиться наблюдаемого эффекта.

Поставим перед собой обратную задачу: перед вами чистый холст, с чего начать создание картины? (Совместная работа над проектом).

Ученики: С линии горизонта.

- С точки схода.

Учитель: Вспомните стихотворение Толстого. Связующей нитью для нас сегодня является перспектива.

Я предлагаю вам выполнить эскиз улицы в прямой перспективе, используя фрагменты вашего прошлого рисунка, осуществляя их тиражирование (копирование) и последующее масштабирование.

Практическая работа (10 минут).

- Давайте посмотрим на работы, которые у вас получились. Везде достигнуто перспективное изображение трехмерного пространства на двухмерной плоскости, отражены новые художественные образы.

В книге «Диалоги с писателем» Иосиф Бродский писал: «Окраины улиц - это конец привычного мира и начало непривычного. Они дают ощущение простора. Самые сильные впечатления связаны с необыкновенным небом и с какой-то идеей бесконечности, какой-то неизвестности. Когда эта перспектива открывается - она же сводит с ума».

Я считаю, нам сегодня удалось перенести знания из разных областей культуры и науки в область информационной культуры.

Да, знание перспективы и ее законов важно для художников, но оно не заменяет таланта. Не случайно многие великие художники отступали от правил, руководствуясь в своем творчестве не математическими, а художественными целями. Но и художественные приемы не ограничиваются только прямой перспективой. Так, очень выразительна обратная перспектива в русских иконах («Троица» А. Рублева).

Кстати, как вы думаете, почему этот вид перспективы получил название обратной?

Ученики: Точка схода находится перед картиной.

У человека, стоящего перед иконой, создается ощущение, что он сам сжимается в «точку». Кстати, официальная церковь разрешает использовать при написании икон только этот вид перспективы. Но самое интересное, что вы в детстве, когда только учились рисовать, также использовали именно этот вид перспективы, потому что весь мир представлялся вам огромным и неизведанным чудом. Было бы замечательно, если бы кто-нибудь из вас сохранил эту точку зрения до сих пор.

Интересен и такой вид перспективы, как воздушная, при котором цвет и очертания удаленных предметов меняются. Данный вид перспективы впервые был применен Леонардо да Винчи. Присмотритесь к его картине «Джоконда».

Психологический тренинг

Сегодня мы совершили путешествие по залам художественной галереи. Подумайте, в каком из них вы бы хотели задержаться?

1 - картины Леликова, Фомакина, Рожнова;

2 - произведения Рублева, Леонардо да Винчи;

3 - полотна Мясоедова, Сурикова.

Если вы задержались в 1-м зале, то «жизнь для вас - удовольствие», во 2-м - «смысл жизни в общении», в 3-м - «ваша цель - поиск смысла жизни».

Перед нами открыто множество перспектив, хотелось бы, чтобы вы их так же ясно видели, как сегодня на уроке. Закончить урок я хочу словами В. Шекспира:

Мы видим жизни постепенный

ход,

И это сходство будущего

с прошлым

С успехом позволяет говорить

О вероятье будущих событий.

Их и в помине нет еще пока,

Но семена и корни их в наличьи.

Спасибо вам за общение. Дома, восстановив по рабочему листу в памяти материал урока, запишите в него виды перспектив, о которых вы услышали сегодня.

Раздаточный материал к уроку

1. Текст для работы в группах.

«Наряду с математической теорией музыки существует математическая теория живописи. Развернувшееся в эпоху Возрождения строительство инженерных сооружений вернуло и расширило применявшиеся в античном мире приемы проекционных изображений. Архитекторы, скульпторы и живописцы встали перед необходимостью создания учения о геометрической основе отражения трехмерного пространства на плоскости.

Первое письменное изложение этих правил появилось в 1435 году в книге о живописи Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он описывает пирамиду лучей, вершина которой находится в глазу, а основание - на поверхности изображаемого предмета. Лучи из глаза схватывают форму предмета, упираясь в его края или контуры, что можно наблюдать на представленном макете, где лучи, расходящиеся от глаза, представлены в виде нитей, протянутых к краям плиток на полу.

Такой способ изображения пространства на плоскости получил название прямой перспективы. Воображаемая точка, где сходятся изображения параллельных прямых, получила название «точка схода». А горизонтальная линия, проходящая через нее, называется линией горизонта. Она всегда находится на уровне ваших глаз».

2. Альбомы с репродукциями картин.

Дополнительное оснащение

Аппаратное - мультимедийный проектор;

программное - презентация с иллюстрациями и чертежами.

Виктор ДОБРОМЫСЛОВ, учитель информатики гимназии №12 г. Липецка, победитель конкурса «Учитель года России-2003» в номинации «Учитель - воспитатель»