Все началось в конце 90-х с молодежного агентства по труду. Сразу взяли с места в карьер: за первый год работы агентство трудоустроило полторы тысячи подростков. Предпочтение отдавали ребятам из многодетных или малообеспеченных семей, сиротам и тем, кого направляла в агентство комиссия по делам несовершеннолетних. Ведь чем больше таких «клиентов» получают стабильную зарплату, тем спокойнее вечером ходить по улицам... А четыре года назад глава Югорска Раис Салахов подписал распоряжение о создании в городе Молодежной биржи. Ее фундаментом стало все то же агентство по труду, но сегодня оно работает аж по пяти программам. Первая, основная - временное трудоустройство подростков. В прошлом году было подписано 75 договоров с самыми разными предприятиями, ребята работали дворниками, грузчиками, курьерами и даже секретарями в солидных офисах. Практика показала, что если не сидеть и не ждать у моря погоды, а встречаться, договариваться, убеждать, пытаться занять любую свободную нишу, то за год можно устроить на временную работу до четырех тысяч человек. А это пусть маленькая, но все же надежда, что в городе станет меньше преступников и наркоманов. Пусть не на четыре тысячи, а на четыреста, да хоть бы и на сорок человек. Уже приятно.

Еще одна программа - предоставление квотированных рабочих мест. На них, как правило, претендуют молодые люди, направляемые на биржу комитетом по делам молодежи, службами опеки и комиссией по делам несовершеннолетних. Совместно с городским центром занятости, который компенсирует часть затрат, работает третья программа - общественные работы сроком до трех месяцев. Есть программа, предназначенная для ребят, особо нуждающихся в социальной защите, а недавно появилось еще одно направление - «Выпускник». В прошлом году Молодежная биржа выиграла городской тендер на обслуживание и ремонт автобусных остановок, детских площадок, подземных переходов, на очистку городского пруда. Ребят облачают в фирменные желтые тужурки и отправляют с метлами, лопатами и прочими инструментами зарабатывать свои законные две - три тысячи рублей в месяц. Зарплата, конечно, небольшая, особенно по северным меркам, но как прибавка к стипендии - не так уж и плохо.

Впрочем, главная заслуга «Гелиоса» даже не в этих тысячах. Николаю Ивановичу часто звонят серьезные бизнесмены и крупные чиновники с просьбой взять на работу их детей. Воронов сначала удивлялся, мол, я же копейки плачу, возьмите их к себе. Но серьезные бизнесмены и крупные чиновники не отступают: «У тебя, Николай Иванович, они, во-первых, под присмотром, во-вторых, учатся, в-третьих, цену деньгам начинают понимать». А серьезным бизнесменам и крупным чиновникам в этом деле можно верить - они знают, что говорят.

Но не стоит думать, что «Гелиос» специализируется лишь на дворниках и грузчиках. Способные ребята, рекомендованные Молодежной биржей, работают и в солидных компаниях. Фирмам от этого только выгода: зарплату платить не надо, все расходы берет на себя «Гелиос», а присмотреться к молодому специалисту, чтобы решить, нужен он компании или нет, можно. Такие «стажеры» со временем дорастают до старших бухгалтеров, юристов и даже судебных приставов.

Главная гордость «Гелиоса» - это, конечно же, собственное производство в собственных же цехах. Николай Воронов, директор Молодежной биржи, вспоминает, что прежде чем открыть первый большой цех, его команда провела серьезное исследование: нужно было придумать что-то уникальное, единственное во всей округе дело, которое было бы вне конкуренции. Думали о мини-прачечной, о кафе, но, просчитав все «за» и «против», остановились на цехе шелкографии. Сегодня за Уралом таких цехов всего два - в Сургуте и здесь, в Югорске. Составили бизнес-план, взяли кредит, закупили американское оборудование, шведские технологии и сразу же поняли, что не прогадали. Заказов много. Здесь печатают футболки и флаги, вымпелы и бейсболки, выпускные ленты.

- А однажды нам пришел заказ даже из Москвы, - говорит Николай Иванович. - Мы готовили фирменные футболки для национальной театральной премии «Чайка».

Кстати, те самые желтые тужурки, в которых ребята убирают улицы и чинят остановки, тоже были «раскрашены» здесь.

Через год, когда дело пошло, был открыт цех полиграфии. Здесь молодые компьютерщики разрабатывают и печатают визитки, календари, грамоты и дипломы, рекламные проспекты и предвыборные агитационные листовки. Самое дешевое в городе ксерокопирование - тоже здесь.

Работают в «Гелиосе» трикотажный цех - здесь вяжут свитера, платья и детские костюмы - и цех прикладного творчества, где можно научиться делать удивительные украшения из бисера, вязать крючком и плести макраме. Работают тут в основном молоденькие девочки и молодые мамы, которым, с одной стороны, позарез нужны деньги, с другой - не с кем надолго оставить ребенка.

- Вот вы все спрашиваете, не убыточны ли наши цеха, - смеется Воронов, - какое там убыточны. Они просто перегружены заказами. У нас есть торговое место в универмаге «Пассаж», так мы даже не успеваем практически ничего делать для розничной продажи, так много покупателей идут напрямую в цеха. Мы очень тесно сотрудничаем с Югорской школой-лицеем, где ребята углубленно изучают информационные технологии. Это нас спасает летом, когда специалисты из отдела полиграфии уходят в отпуск и на их место садятся школьники. Без них мы бы точно не справились, захлебнулись в заказах.

Но вот ведь неугомонные, им все мало. В планах «Гелиоса» - открытие цеха резьбы по дереву и росписи посуды, охранного агентства, куда будут принимать вернувшихся из армии ребят. Еще они хотят взять на себя весь рынок «наружной» городской рекламы, привести в порядок заброшенные пустыри, разбив на них сады и скверы. Сейчас мысли Воронова заняты одним - организацией молодежного предприятия «Гефест» - экологического мини-завода по переработке мусора.

- Вы только подумайте, какое это славное дело, - оживляется директор. - Во-первых, это 25 постоянных рабочих мест, до сотни - временных. Это чистые леса, откуда мы вывезем весь пластик, все отходы. И, наконец, это качественная черепица, бордюрная и облицовочная плитка, салфетки и бумажные полотенца. Ну чем плохо?

«Гелиос» работает с размахом, но одним из «биржевых» первопроходцев округа стал центр молодежи «Шанс» в городе Советский. Именно здесь в уже далеком 1993 году была создана Детская биржа труда, со временем переросшая в биржу Молодежную, обслуживающую сегодня весь Советский район. Поэтому заботы у Галины Зоковой, директора биржи, тоже масштабные. Ей нужно знать, как идут дела в швейном цехе в самом городе, и не выпускать из виду цеха-филиалы в поселках Таежный и Коммунистический.

- Начинали мы, естественно, очень скромно: с небольшой комнатки на втором этаже одного из городских ателье, с одного мастера и восьми учениц ПТУ, - вспоминает Галина Александровна. - Теперь у нас свое здание, а к швейному цеху добавилась мастерская резьбы по дереву, два магазинчика, молодежное кафе «Сказка» и психологическая служба «Телефон доверия».

Но производство не резиновое, туда всех, кому нужна работа, при всем желании не устроить. Поэтому «Шанс» подписывает соглашения с предприятиями района и создает трудовые молодежные отряды. За десять лет, что существует центр, свои первые рабочие мозоли натерли более двенадцати с половиной тысяч подростков. А районный центр занятости выплатил им около 18 миллионов честно заработанных рублей. Так же как и в Югорске, ребята метут улицы, красят заборы, ремонтируют детские площадки, работают в лесничестве. Конечно, это сезонные работы, затихающие зимой и с новой силой, с каждым годом набирая обороты, разгорающиеся летом. Особое внимание, естественно, - детям из малообеспеченных и многодетных семей, сиротам, трудным подросткам (хотя, если честно, где вы видели «легких» подростков?). С августа 2002 года «Шанс» проводит районные слеты трудовых отрядов. Часть тружеников отправляются в трудовые лагеря на «Большую землю» - в Саратовскую и Волгоградскую области.

Любимое детище «Шанса» - молодежное кафе «Сказка», снаружи похожее на средневековый замок, изнутри - на уютный ресторанчик где-нибудь в центре Амстердама или Брюсселя.

За счет районного бюджета здесь был сделан стильный «сине-желтый» ремонт, а если внимательно приглядеться к хорошеньким молоденьким официанткам, снующим по залу или к гардеробщицам, принимающим ваше пальто, можно понять, что это не просто официантки и гардеробщицы, а «13 постоянных рабочих мест для молодежи». В официальное понятие «молодежь», конечно, не вписываются профессиональные повара «Сказки», придумывающие такие удивительные блюда, что о всякой фигуре можно забыть сразу, с порога. Яростным борцам с фигурой особо рекомендую салат «Полянка» и «Николь» и мясо в горшочках...