Военно-патриотическое воспитание, которое здесь, правда, предпочитают называть гражданско-патриотическим, во всем округе поставлено на широкую ногу. В каждом городе и поселке можно найти специализированный клуб или секцию, где мальчишки (хотя почему только мальчишки, девчонок тут тоже предостаточно) постигают азы солдатско-генеральской службы. Взять, к примеру, город Советский. Живи вы здесь, и никакое Суворовское училище вашим детям уже не понадобится: их и здесь научат ездить верхом, прыгать с парашютом, разбираться в самых сложных видах оружия, стрелять и драться врукопашную, отличать тактику от стратегии и со знанием дела рассуждать о военной истории России.

Самая обычная на первый взгляд городская школа № 4 на деле оказывается не такой уж и обыкновенной. В 2000 году по инициативе местного казачества здесь были открыты первые кадетские классы, и сегодня эти ребята учатся уже в девятом классе.

- Всего у нас четыре кадетских класса - четвертый, седьмой, восьмой и девятый, - рассказывает директор школы Владлена Эдель. - Утром у ребят обычные уроки, а со второй половины дня начинаются специальные занятия. Кадеты изучают историю военного дела и древнерусскую культуру, занимаются боевой и строевой подготовкой, рукопашным боем. Девятиклассники тесно сотрудничают с РОВД, специализация четвертого класса - бокс, с восьмиклассниками работает пожарная часть, а с семиклассниками - военкомат. И хотя за эти годы мы подружились с петербургскими Военно-медицинской академией и Высшим инженерно-техническим училищем, с артиллерийским училищем Екатеринбурга, мы не рассчитываем на то, что все наши кадеты в будущем станут профессиональными военными. Хотя каждый выпускник получит не только школьную рекомендацию, но и направление на учебу от военного комиссариата.

Тем, кто планирует открывать у себя кадетские классы, Владлена Ивановна искренне рекомендует начинать с первоклашек. Их с самого начала легче приучить к дисциплине и жизни по уставу, они восприимчивее, их результаты ярче.

- Мы постоянно проводим внутришкольные соревнования между нашими кадетами, - продолжает Владлена Ивановна. - И вот что удивительно: малыши постоянно обыгрывают старшеклассников, хотя «сражаются» с ними на равных.

В четвертом классе - урок математики. В кабинете тишина. Худенькие детские шейки в еще широковатых воротниках черных парадных кителей. У мальчишек, всех до единого, прямая спина и серьезное «офицерское» выражение лица.

- Ребята, вы все будете профессиональными военными?

- Так точно, - не очень стройно ухают будущие военные и тут же начинают тянуть руки.

- Я стану моряком.

- А я летчиком.

- А я танкистом.

- А я пограничником.

- Ну, дружок, если ТЫ станешь пограничником, - смеется Владлена Ивановна, - то я за нашу границу абсолютно спокойна.

В восьмом классе идут занятия по строевой подготовке. Ребята маршируют, поворачиваются кругом и «напра-а-аво». Среди форменного мальчишеского камуфляжа мелькают три белые блузочки - барышни-кадеты.

- Девушки, а вас-то сюда каким ветром занесло?

- Любопытно стало, вот и пошли. Военные - это же так романтично, - смущаются Анжела, Кнарик и Наташа.

- Вы что же, тоже после школы в армию пойдете?

Романтика романтикой, но все хорошо в меру: Наташа после школы собирается стать юристом, Кнарик - хирургом, а Анжела планирует поступать в школу милиции.

... С утра в штабе Верхнекондинского станичного казачьего общества народу немного. Но Юрий Семенович Любушкин - батька-атаман - уже на месте. На стенах иконы, портреты российских императоров и огромный казачий флаг. Здесь тоже занимаются с ребятами, готовят их к службе в армии. Объясняют, чем пулемет «максим» (в учебной комнате на оружейной выставке он занимает самое видное и почетное место) отличается от снайперской винтовки, как делать искусственное дыхание (восьмая заповедь казака - «Погибай, а товарища выручай!»), как ухаживать за лошадьми и пускать своего гнедого галопом и почему честь и доброе имя дороже жизни. Казаки стараются научить своих подопечных любить, дружить и служить (четвертая заповедь казака - «Служи верно своему народу, а не вождям»). «Мы ведь не деревянных солдат Урфина Джюса растим, - восклицают они, - но людей благородных и верующих. И учим их обращаться с оружием не для того, чтобы убивать, а чтобы защищать».

... На здании профессионального училища №42 мемориальная доска: «Здесь учился Герой России Александр Бузин». Внутри - музей с письмами и фотографиями. Здесь вам расскажут о том, как Саша Бузин, краснодеревщик, талантливый художник, шахматист и просто славный парень, ушел в армию. Причем не один, а вместе со своим верным псом Джоном. Оказался в Чечне. Человек и собака, два верных солдата-сапера, обезвредили более ста мин и фугасов, охраняли мосты, однажды даже обнаружили вражеский склад боеприпасов. Шали, Грозный, Ханкала... Ранним утром 21 мая 1996 года Саша и Джон отправились на очередное разминирование. За ними по уже очищенной земле шел отряд спецназа. Неожиданно Бузин увидел отряд боевиков. Он мог спастись, не принимать бой, но за ним шли друзья, и от него сейчас зависела их жизнь. Саша прикрыл собой целый отряд. И погиб. Погиб и его пес. Через полгода младший сержант Александр Бузин был посмертно награжден Золотой Звездой Героя России. Сегодня его имя в Советском священно. Недалеко от школы, где он учился, ему поставили памятник. Впрочем, в музее училища вам расскажут не только про Сашу. Еще трое здешних студентов не вернулись из Чечни. У одного из них - Сергея Манакова - дома осталась маленькая дочь.

Уже несколько лет в училище работает клуб «Патриот». 30% здешних выпускников идут в армию, где рукопашный бой, бокс, стрельба и парашютные прыжки им очень пригодятся.

Готовят будущих солдат и в клубе «Саланг». Его руководитель - Станислав Бобинский - сам прошел через «горячие» точки, поэтому прекрасно знает, чему и как обучать ребят. Недаром его ребята - чемпионы округа по пейнтболу.

На первый взгляд может показаться, что в Советском - переизбыток цвета хаки. Куда ни глянь, везде учат драться и стрелять. А ведь совсем рядом Югорск - там свои парашюты, кони и стрелки. Не слишком ли много солдат на один квадратный километр? Задайте этот вопрос офицеру Бобинскому, атаману Любушкину или руководителю клуба «Патриот», военному летчику Сергею Юскову. Каждый из них ответит, что лучше кормить свою армию, чем чужую, а ребят они готовят к службе для того, чтобы возвращались они домой возмужавшие и здоровые, своим ходом, а не в цинковых гробах.