Владимир Васильевич - классный руководитель девятого класса, тоже кадетского.

Общеобразовательные предметы кадеты изучают в том же объеме, что и обычные школьники, а военной подготовкой занимаются дополнительно, каждый класс по своей программе. На экскурсии и в походы все кадеты отправляются вместе. Ребята были в музее Вооруженных сил, на Поклонной горе, на Красной площади, возлагали цветы к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, недавно посетили и Звездный городок. Подростки регулярно встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, общались с дочерью маршала Жукова.

Воспитанники кадетских классов ходят в школу в особой форме. Учебная форма на каждый день - куртка и брюки камуфляжной расцветки. А вот парадная, которую кадеты одевают только по особым случаям, особенно красива: с аксельбантами, белыми перчатками, ремнем и беретом. Для девочек предусмотрены юбки.

«Настоящая военная организация должна иметь свой флаг, гимн. Я начал с флага, - вспоминает Владимир Васильевич, - обратился за помощью к главе Дмитровского района Валерию Гаврилову, показал свой эскиз, который ему очень понравился. Уже через три недели нам привезли настоящий флаг: тяжелый, с бахромой и кистями, из атласа, на мощном деревянном древке. Он сейчас стоит в директорском кабинете. Флаг был подарен главой района и освящен отцом Павлом, настоятелем Введенского храма в Заречье».

Второй флаг, поменьше и полегче, для учебных тренировок, находится в классе Владимира Васильевича рядом с гербом, на котором, как и на флаге, начертан девиз кадетов: «Долг и честь». Герб тоже сделан по его эскизу. У кадетов седьмой школы есть даже свой марш.

Кадетское движение в Дмитровском районе Московской области начал именно Попов. Идея организовать кадетский класс родилась у Владимира Васильевича, когда он работал в Деденевской школе. В то время он познакомился с заместителем командующего войсками Московского военного округа Евгением Веселовым. Генерал-майор помог осуществить его мечту: привез форму и учебные материалы по начальной военной подготовке. Так в образовательном учреждении появился кадетский класс. А перейдя в 2005 году в дмитровскую школу №7, Владимир Васильевич и здесь начал развивать кадетское движение.

В России есть кадетские учебные заведения, где подростки находятся круглосуточно. Владимир Васильевич считает, что это хорошо: ребята постоянно под присмотром учителей, офицеров, психологов. «У нас кадеты приходят в школу к семи тридцати, и начинается построение, с восьми тридцати - обычные занятия, а после уроков - специальная программа: хор, духовой оркестр, самодеятельность. Но потом ребята выходят на улицу, - сокрушается Владимир Васильевич, - и улица влияет на эти неокрепшие души. Да, наши кадеты не пойдут в подворотни, но все равно влияние улицы неизбежно. Тем не менее польза от кадетства есть. Наши ребята после восьмого класса уже поступили в суворовские училища, они лучше подготовлены, чем те, кто не учился в кадетских классах и школах».

Присягу подростки принимают в пятом классе. Торжественный вынос знамени под Гимн России в местном Дворце культуры, обязательное присутствие главы района, торжественная клятва - все это делает посвящение в кадеты по-настоящему незабываемым событием в жизни ребят. Они дают клятву самоотверженно служить своему Отечеству, быть честными и верными товарищами, дорожить честью кадетского класса, воспитывать в себе лучшие человеческие качества патриота и гражданина. А также всегда следовать старому кадетскому девизу: «Кадет кадету друг и брат». Нынешние пятиклассники будут принимать присягу 20 февраля. Время выбрано не случайно: 17 февраля 1732 года в России открылся первый кадетский корпус, основанный по указу императрицы Анны Иоанновны.

Кадетские классы пользуются в школе большой популярностью: на сегодняшний день на столе у директора уже свыше полутора десятков заявлений от родителей, которые хотят, чтобы их ребенок, окончив начальную ступень, учился именно в кадетском классе. Всего в образовательном учреждении девяносто кадетов, примерно треть из них - девочки. «Мы только идем к созданию кадетской школы, - говорит Владимир Васильевич, - для этого кадетами должны быть как минимум две трети учеников. Но мы к этому стремимся, нашу инициативу поддерживает и глава района».

Несмотря на то что кадетское движение зародилось в 7-й дмитровской школе не так давно, ее воспитанники уже успели заявить о себе. На первом и втором слетах кадетских классов и образовательных учреждений Московской области они выиграли практически все основные награды. Под кубки пришлось выделить половину застекленного шкафа в кабинете у директора, а почетные грамоты занимают целую стену в коридоре на втором этаже. Кадеты седьмой школы оказались лучшими и в военизированной эстафете, и в легкой атлетике, и в состязаниях по перетягиванию каната. В огневой подготовке они заняли второе место по области, а в строевой подготовке оказались первыми.

«В школе нет ни спортивного, ни актового зала, - рассказывает Владимир Васильевич, - приходится заниматься перед уроками в коридоре. Тем не менее мы выигрываем, потому что правильно поставлена подготовка. Нам помогает Дмитровская автобригада, мы каждую среду ходим туда на занятия: стреляем из автомата, пистолета, изучаем защитные сооружения, защитные средства от оружия массового поражения, проводим строевую подготовку. Налажена хорошая связь и с войсковой частью в Княжево. Уже два года подряд мы проводим военно-полевые сборы в летнем лагере Тверского суворовского училища. Ребята живут в палатках на берегу Волги, выполняют все, что требуют от них офицеры, даже роют окопы. И девочкам никаких поблажек не делается: военное дело есть военное дело».

Мы заговорили о военно-патриотическом воспитании, о том, на каких примерах нужно растить сегодня молодое поколение. А на стене в классном кабинете Владимира Попова репродукции портретов знаменитых российских полководцев от Александра Невского до маршала Жукова говорят сами за себя. «Я рассказываю ребятам и о героях тех войн, в которые втягивалась наша страна в последние десятилетия. Это войны в Афганистане и Чечне, военный конфликт, развязанный в августе прошлого года Грузией. Рассказываю о мужестве абхазов, о том, как маленький город Гудаута дал отпор грузинским войскам, которые окружили его со всех сторон. Я считаю, что нужно говорить не только об отдельных героях, но и о мужестве народа в целом. При этом всегда делаю акцент на том, что необходимо оставаться гражданином России, что бы ни случилось. И не только на примерах из истории учу детей - использую стихи, прозу, кинофильмы. Только многогранное воздействие на сознание молодого человека может принести плоды. Вообще, надо строить работу так, чтобы ребенку было интересно. Если приходить в школу только для того, чтобы получать маленькие учительские деньги, то лучше вообще не приходить, потому что можно угробить ребенка своим невниманием».

На вопрос, почему, став педагогом, Владимир Васильевич решил вступить в профсоюз работников образования, он ответил: «Я считаю, что профсоюз - это та организация, которая помогает людям. На кого сейчас можно опереться? Только на профсоюз. Многие ценности, которые были раньше, исчезли, но профсоюз остался, поэтому я его убежденный сторонник. Раньше всегда участвовал в профсоюзных спортивных состязаниях по бегу, прыжкам, лыжным гонкам. Сейчас это делать тяжеловато, мне уже 70 лет через два месяца исполнится».

Конечно, не все дети должны со школьных лет облачаться в камуфляж и уметь стрелять из автомата. Но, без сомнения, мощная армия, сильная не только технически и физически, но и духовно, - необходимое условие существования сильного государства. А Россия с ее богатейшими природными и земельными ресурсами просто не может позволить себе быть слабой. И самое время вспомнить об этом в День защитника Отечества и поблагодарить тех, кто выполняет сегодня ответственную миссию по воспитанию будущих защитников нашей Родины уже со школьной скамьи.

Дмитров, Московская область