Особое место в работе нашей школы занимают гуманитарные проекты, которые помогают развивать личностный потенциал учеников путем приобщения их к духовной культуре. Цель таких проектов - развитие личностных позиций учителя и учеников в проблемной образовательной ситуации. Не случайно разработка и реализация такого проекта связана с перестройкой, изменением личностной позиции, переоформлением структуры ценностей. Наша работа направлена на то, чтобы заставить учащихся думать вслух, интегрировать свое мышление с мышлением других учащихся в процессе коллективного проектирования. Примером гуманитарного проекта стала исследовательская работа по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», возникшая в результате участия учащихся школы в сессии «Школа майевтики», организованной для старшеклассников Москвы Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Работа предполагала обязательность взаимного обмена, критики, взаимопонимания авторов будущего проекта мира культуры, трансцендирование к смыслу. Такое исследование связано с открытием, изобретением, созданием чего-то нового в мире духовной культуры и попыткой реализации этого нового в социальном мире. Работа закончилась для исследователей обнаружением нового смысла в «Легенде о Великом Инквизиторе», после чего возникли и их собственные интерпретации.

Преимущества проектной деятельности состоят в том, что учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности, основываясь на собственных интересах и увлечениях. Тут немаловажную роль играет самостоятельность, хотя проектная деятельность предусматривает совместное творчество учителя и учащегося по разработке проекта.

Организуя проектную деятельность, педагоги создают условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, используя информацию различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения теоретических и практических задач, учатся ставить цель разработки проекта и намечать подходящие пути ее достижения; развивают исследовательские умения, такие как обнаружение проблемы, сбор информации, наблюдение, построение гипотез, обобщение.

Работа над проектом предполагает несколько этапов.

На первом этапе - разработка проектного задания, которая включает обсуждение интересующих вопросов, возможных тем проектов, формулирование темы.

На втором этапе - разработка самого проекта, которая предусматривает аналитическую часть с формулированием целей и задач; сбор информации, анализ полученных данных, то есть обработку полученной информации.

На третьем этапе - обобщение информации, оформление результатов.

На четвертом этапе - презентация полученных результатов, рефлексия.

Если цели проекта достигнуты, то у нас есть возможность вывести ученика на качественно новый уровень развития его учебной деятельности - познавательных способностей, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, в формировании ключевых компетентностей, необходимых в дальнейшем при обучении.

При организации проектной деятельности учитывается объем проекта. Это может быть краткосрочный проект (от 2 до 6 часов), среднесрочный (от 10 до 35 часов), долгосрочный, требующий значительного времени для поиска материала, анализа. Именно эти проекты - самые распространенные в учебном процессе на всех ступенях обучения.

Проектная работа дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности под руководством опытных педагогов и с помощью родителей, а каждому учителю - повышать свой профессиональный уровень. В среднем и старшем звене важную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Научно-исследовательская работа на уроках и вне уроков бывает нескольких видов, которые сочетаются и дополняют друг друга. В нашей школе часто используются такие виды исследовательской деятельности, как: проблемное исследование (работа с различными литературными источниками с целью освещения проблемы) - интерпретация «Легенды о Великом Инквизиторе»; аналитическое и систематизирующее исследование (наблюдение, анализ, синтез, систематизация материала) - «Звук как экологический фактор среды»; диагностическое исследование - «Экологический туризм в России и в мире: история, проблемы и перспективы развития»; экспериментальное исследование - «Магия вероятностей», «Изготовление шоколада и конфет в домашних условиях»; проектно-поисковое исследование - «Моя малая родина»; описательное исследование - «Керамика: вчера, сегодня, завтра».

Самыми распространенными формами исследовательской деятельности в школе стали самостоятельные работы, подготовка докладов, рефератов, выступлений на «круглых столах», семинарах, конференциях; работа в проблемных кружках; взаимное рецензирование рефератов, докладов; встречи с учеными.

Используя в своей практике проектно-исследовательскую деятельность, педагог всегда должен помнить, что основной критерий успешности - радость, удовлетворение всех ее участников, осознание собственных достижений, приобретенных навыков.