Корень слова «одаренность» - «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано». По определению К.Платонова, одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в творческой деятельности.

Сегодня одной из первоочередных задач по достижению стратегической цели в области образования становится создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей, создание системы мониторинга. Это стало актуальной задачей нашего Центра образования №1409.

Мы создали Центр по работе с одаренными детьми «Просветитель», которым руководит доктор педагогических наук профессор МПГУ И.Подругина. Дело этого центра - выявление и поддержка наиболее способных учеников центра образования №1409; обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей; совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. В соответствии с поставленными целями центр «Просветитель» реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами; организует работу зимних и летних профильных школ для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады для выявления юных дарований; разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин; организует циклы лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров для учащихся и учителей ЦО №1409; проводит специальную подготовку команд для участия в окружных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. В центре созданы девять структурных комплексов:

- Научное общество обучающихся и педагогов «Карамзинисты»;

- Учебно-профориентационный комплекс «Абитуриент»;

- Балканский культурно-образовательный центр;

- Итальянский культурно-образовательный центр;

- Усадебно-музейный комплекс «Открытие»;

- Театрально-просветительский комплекс «Сопричастность»;

- Информационно-издательский комплекс «Эрудит»;

- Координационно-аналитический центр;

- Экспертно-оценочный центр.

Основное внимание уделяется формированию исследовательских компетенций учащихся, повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность, углубления сотрудничества школы с вузами.

Координационно-аналитический центр обеспечивает взаимодействие всех методических структур Центра образования по работе с одаренными детьми для дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков, создает управленческие и информационные банки качественных образовательных технологий; структурирует разрозненный опыт работы с одаренными детьми в классно-урочной и внеклассной деятельности в одну работающую систему, разрабатывает целенаправленные программы дифференцированного обучения, содержательного сопровождения развития одаренной личности, управляющую систему по координации усилий всех структурных подразделений, работающих с одаренными детьми, обеспечивает сопровождение одаренных детей выдающимися личностями науки, искусства, культуры и других творческих союзов.

Во главе координационно-аналитического центра - научные руководители городских и окружных экспериментальных площадок: доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.Слободчиков, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией профессионального развития субъектов образования ИРДО РАО В.Рябцев; кандидат педагогических наук, проректор по инновационной деятельности МГПИ В.Новичков.

Структура Научного общества учителей и учащихся включает в себя Малые академии наук по филологии, математике, физике, химии, биологии. Каждая МАН прикреплена к профильному факультету вуза, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно, что такой механизм - гибкая система дифференцированного обучения, которая составляет индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, способствует более тщательной подготовке к олимпиадам и конференциям различного уровня, а также стала моделью внутришкольной профилизации обучения.

Внутри МАН создаются творческие группы педагогов и учащихся, объединенные в клубы по различным областям знаний: клуб изящной словесности, клуб филателистов, клуб любителей химии, физики, литературы, географии и другие. Клубы трех видов: это индивидуально выбранное творческое объединение в соответствии с личными интересами учащихся; коллективно выбранная целевая комплексная программа, по которой работает весь класс, или тематически выбранная программа, по которой работает разновозрастная группа. Во главе каждого клуба стоит руководитель (учитель), консультант (представитель творческого союза) и координатор (ученик) из научно-проектного комитета школьной ученической думы. Например, клуб изящной словесности консультирует главный редактор журнала «Русский колокол» М.Замшев, а клуб любителей музыки - композитор Алексей Карелин, ребята под их руководством выполняют научно-исследовательские проекты, издают журналы и газеты, участвуют в работе лекториев по темам проектов, по тем или иным вопросам культуры.

Экспертно-оценочный центр представлен фестивалем творческих инициатив «Леонардо», который ежегодно демонстрирует интеллектуальные и творческие достижения учителей, учащихся и родителей. Фестиваль представлен следующими направлениями:

- «Человек и география»;

- «Человек и история»;

- «Человек и культура»;

- «Человек и страны мира»;

- «Человек и математика»;

- «Человек и физика»;

- «Человек и языкознание».

Такое разделение ставит в центр внимания человека как исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к другому. Нам интересны его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо да Винчи - универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества. По условиям фестиваля, представляемый проект должен выходить за рамки одной культуры, сопоставлять явления разных культур и быть ориентированным на общечеловеческие культурные ценности. Мы считаем, что проект должен строиться на основе интегративного принципа, объединяющего методы и инструменты различных наук, одна из которых становится ведущей (например, таких, как музыка и география: авторам проекта нужно исследовать влияние географических особенностей страны - климата, ландшафта и так далее - на народную музыку или творчество композитора той или иной страны). Все работы должны сочетать в себе аналитический и синтетический подходы. Одним из результатов проекта должен стать продукт творчества участников (например, для работы в рамках направления «Человек и искусство», использующей театральные элементы, помимо аналитического исследования необходимым условием будет подготовка собственного арт-проекта на основе проведенной исследовательской деятельности).

Рожденные в процессе фестиваля проектные работы в дальнейшем проходят апробацию на окружных, городских и всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ и научных конференциях. Например, работы учеников 9-го класса «А» Юрия Мананникова «Экология Москвы» и Никиты Лебедева «Экология Подмосковья» были представлены на 14-й Российской научной школе-семинаре «Академия юных» по программе «Шаг в будущее», где Юрий занял 2-е место в олимпиаде по экологии и был выдвинут экспертным советом МГТУ имени Н.Э.Баумана на присуждение Премии Президента Российской Федерации, а Никита занял 3-е место. Безусловно, фестиваль «Леонардо» способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся ЦО №1409. В этом учебном году на Московскую открытую конференцию школьников в МГТУ имени Н.Э.Баумана было направлено 7 научно-исследовательских проектов учащихся 9-11-х классов, все 7 были допущены к публичной защите по различным секциям, хотя из нашего округа было выбрано всего 20 проектов из 55 представленных. Интересен и опыт подготовки собственных арт-проектов в виде поэтических произведений. Ученица 9-го класса «А» Диана Кагермазова написала целую главу к «Евгению Онегину» по теме «Судьба героев за страницами романа».

По результатам II Всероссийского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник» ученица 6-го класса «А» Юлия Дутко, ученица 11-го класса «А» Анастасия Пирогова, ученица 10-го класса «А» Кристина Малютина стали лауреатами конкурса, заняв первые места в трех номинациях. Юлия со своим стихотворением «Моя семья», посвященным Году семьи, вошла в фонд «Новые имена России».

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые - педагоги.