В феврале 2007 года президиум ЦК профсоюза принял Обращение к федеральным органам представительной, законодательной и исполнительной власти «О положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях профсоюза», где был сформулирован целый ряд конкретных предложений. В частности, профсоюз просил предусмотреть в 2008-2009 годах в рамках национального проекта «Образование» меры государственной поддержки детских садов за счет субсидий из федерального бюджета. А именно:

- установить на конкурсной основе ежегодное денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей для 5000 лучших работников (заведующих дошкольными учреждениями, их заместителей, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей и других работников, участвующих в воспитании детей дошкольного возраста);

- предусмотреть ежегодную государственную поддержку 1500 учреждений, реализующих инновационные программы дошкольного образования и эффективно применяющих здоровьесберегающие технологии, в размере 1 миллиона рублей;

- установить воспитателям детских садов и других образовательных учреждений, где созданы группы для детей дошкольного возраста, доплаты за работу с родителями в размере 1000 рублей.

Одновременно профсоюз просил поддержать предложения президиума ЦК о принятии первоочередных мер, направленных на улучшение условий труда и повышение социального статуса работников дошкольных учреждений:

- снизить для воспитателей норму часов педагогической работы за ставку до 30 часов, как это установлено для воспитателей групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов;

- приравнять воспитателей ДОУ по продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска к воспитателям групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов, установив им отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

- восстановить для заведующих ДОУ и их заместителей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Принятое обращение обсуждалось во всех регионах России на профсоюзных и родительских собраниях, «круглых столах», на встречах работников учреждений дошкольного образования, профсоюзного актива с главами администраций субъектов РФ и муниципалитетов с участием депутатов законодательных собраний. Проводилось анкетирование работников ДОУ и родителей воспитанников по проблемам, поднятым в документе.

Коллективы детских садов, профсоюзные организации большинства регионов России, поддерживая обращение президиума ЦК профсоюза, направили 18,4 тысячи телеграмм и 3,7 тысячи коллективных писем в адрес Президента России Владимира Путина, Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.

Территориальные организации профсоюза выходили с конкретными предложениями о расширении направлений нацпроекта «Образование» путем утверждения грантов за счет региональных и местных бюджетов для дошкольных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, денежных вознаграждений педагогам ДОУ, а также добивались установления доплат к ставкам работников дошкольных учреждений, увеличения надтарифного фонда для осуществления стимулирующих выплат.

В результате, если в 2006 году решения по дополнительной социальной поддержке работников ДОУ и самих учреждений на региональном уровне были приняты в 9 субъектах РФ, то в 2007 году - уже в 36. На муниципальном уровне аналогичные решения в 2006 году были приняты в 3 регионах России, а в 2007 году - уже в 35.

Особо можно отметить республики Дагестан, Татарстан, Марий Эл, Чувашию, Пермский, Красноярский и Краснодарский края, Воронежскую, Калининградскую, Новгородскую, Новосибирскую, Орловскую, Рязанскую, Свердловскую, Тамбовскую, Челябинскую, Ульяновскую области. В этих субъектах РФ региональными законами и постановлениями органов исполнительной власти муниципальных образований утверждены целевые программы по развитию дошкольного образования на 2007-2010 годы и улучшению материального положения работников ДОУ.

22 марта 2008 года в Государственной Думе прошел «круглый стол» на тему «Гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования: законодательный аспект», в ходе которого профсоюз выдвинул свои предложения. В первую очередь - предусмотреть выделение из бюджетов субъектов РФ субвенций муниципалитетам для финансирования расходов на оплату труда работников детских садов и другие текущие расходы, связанные с реализацией общеобразовательных программ дошкольного образования. С этой же целью было предложено внести поправки в подпункт 6.1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании».

Профсоюз также настаивал на ускорении разработки требований к содержанию нормативов финансирования ДОУ на федеральном уровне. Сегодня их отсутствие приводит к тому, что на региональном уровне нормативы определяются по фактически сложившимся затратам, направляемым на обеспечение деятельности дошкольных учреждений, в регионах повсеместно не выполняются даже минимальные показатели нормативов финансирования ДОУ, определенные в предыдущие годы.

Кроме того, профсоюз предложил адресовать уполномоченным по правам человека субъектов РФ рекомендации об усилении контроля за проведением обязательной оценки последствий принимаемых решений о реконструкции, модернизации, изменении назначения либо ликвидации находящихся в муниципальной собственности объектов социальной инфраструктуры для детей. Эта оценка предусмотрена Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», между тем в ЦК профсоюза от педагогических коллективов поступали обращения о принятии подобных решений без проведения обязательной оценки последствий.

Наряду с этим профсоюз предлагал обратить внимание государственных органов власти субъектов РФ на правовые нормы закона, которые предусматривают меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (статья 9) и защиту интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (статья 13).

Профсоюз поддержал инициаторов разработки проекта федерального закона о дошкольном образовании. В таком законе, по нашему мнению, необходимо отразить:

- общие вопросы в области дошкольного образования, находящиеся в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и субъектов РФ;

- особенности организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях и содержания дошкольного образования;

- отношения дошкольного учреждения с различными организациями, дети работников которых посещают государственные или муниципальные ДОУ, порядок возмещения этими организациями затрат на содержание детей своих сотрудников;

- меры, направленные на создание условий для укрепления кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений, в том числе на повышение социального статуса всех работников, уровня их материального обеспечения, улучшение условий труда.

С 2009 года в национальный проект «Образование» включено новое направление: стимулирование реализации во всех регионах России муниципальных программ по созданию оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста. Это вселяет надежду. Профсоюз разделяет уверенность, что подобные меры будут способствовать повышению доступности дошкольного образования для большей части населения.

Профсоюз руководствуется тем, что сфера дошкольного образования России обеспечивает в первую очередь социальный аспект экономического развития страны, предоставляя родителям возможность активно включаться в социально-экономические и общественные отношения, а значит, решать задачи, связанные с повышением конкурентоспособности российской экономики.

Марина СТЕПИНА, главный специалист отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ