Изначально речь шла о том, что новая система оплаты труда будет работать на качество образования, то есть те, кто хорошо работает, станут получать больше. И сразу оговаривалось, что для этого необходимо повысить фонд оплаты труда (ФОТ) не менее чем на 30%. В 2008 году ФОТ Североуральских школ составлял 131,487 миллиона рублей. В октябре 2008 года нам дали 156 миллионов. Экономисты просчитали заработную плату по всем учреждениям: средств хватало на доплаты и надбавки, оставалось и на стимулирование. Затем, в ноябре, ФОТ урезали до 139 миллионов рублей. Пришлось уменьшить специальную часть и стимулирующий фонд, но все-таки получилось втиснуться и в эти рамки. Но когда в декабре пришел утвержденный бюджет образовательных учреждений - 139,7 миллиона рублей (из них 7,329 миллиона перекинули на приобретение учебного оборудования), тут уже полностью пришлось убрать стимулирующую часть и почти целиком - специальную. ФОТ получился чуть больше, чем в 2008 году, - 132,371 миллиона рублей. Наш городской округ принял решение отложить переход на новую систему оплаты труда до 1 сентября 2009 года. Какой смысл переходить сейчас? Ведь учителя лишатся доплат за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами, методическим объединением и так далее. Но тогда педагоги просто не будут этого делать. Сегодня бесплатно никто не хочет работать. Хотя учителя - большие энтузиасты, им все-таки надо содержать свои семьи.

Переход на подушевое финансирование пришелся на пик неблагоприятной демографической ситуации. Десять лет назад была очень низкая рождаемость. Сейчас, когда правительство принимает серьезные меры по ее увеличению, можно ожидать, что уже через 5-7 лет количество учеников в школах возрастет. Вот тогда бы и ввести подушевое финансирование!

Малочисленные сельские школы заведомо поставлены на грань вымирания, так как по НСОТ заработная плата всех учителей там оказалась ниже, чем до ее введения. Три переходных года им обещают доплачивать до уровня октября 2008-го, то есть в стране будет набирать темпы инфляция, работникам образования, возможно, будут повышать заработную плату, а у педагогов малочисленных школ она три года будет держаться на одном уровне, поскольку повышения приведут только к снижению размера доплаты. После декабря 2011 года их зарплату ждет обвал. Не нужен будет и сельский сход, чтобы закрыть школу. Она сама закроется из-за нехватки кадров.

Есть и другие минусы. НСОТ никак не учитывает образование учителя и стаж педагогической работы. Это в конце концов приведет к тому, что наших детей будут учить непрофессионалы.

На сегодня ситуация такая: педагоги образовательных учреждений 23% территорий Свердловской области думают, что их обманули, не введя НСОТ. А остальные 77% территорий, которые перешли на НСОТ, опасаются остаться без зарплаты уже с осени.

Кому верить? С телевизионных экранов, из уст президента, из выступлений депутатов мы слышим, что все нацпроекты финансируются в полном объеме, а фактически мы на себе ощущаем катастрофическое недофинансирование школы. Нельзя проводить эксперименты на учителях, да еще и в условиях экономического кризиса в стране. Сама по себе НСОТ задумана, может, и неплохо, но тогда хотелось бы полного финансирования. В противном случае власти должны открыто признать несостоятельность данного проекта.

Надежда ПЕГУСОВА, председатель Североуральской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Свердловская область