Маршрутами «Мурзилки»

В начальной школе свои предметы: математика, русский, физкультура... А в «Мурзилке» - свои рубрики: «Веселая математика», «Прогулки со словами», «Физкульт-ура!»... Они, конечно, никак не заменяют собой обычные уроки. Они их дополняют. Но дополняют так, чтобы воодушевить ребят, пробудить в них любознательность, расшевелить фантазию, чтобы им стало интересней учиться, радостней жить.

Литература. В журнале она была и остается самым главным делом. Когда-то здесь выступали такие мастера, как К. Чуковский, А. Гайдар, С. Маршак и А. Введенский; М. Зощенко, Д. Хармс, Л. Кассиль и А. Барто; В. Бианки, М. Пришвин, Е. Благинина и К. Паустовский. Еще недавно в «Мурзилке» печатались В. Астафьев, В. Берестов, Б. Заходер, Ю. Коваль. Все эти имена хорошо нам знакомы. Именно с ними связано наше представление о том лучшем, что есть в отечественной детской литературе. Она (особенно для малышей) немыслима без отмеченного художественным вкусом оригинального оформления, когда работа ума и души, задаваемая текстом, поддерживается эстетическими переживаниями, которые доставляет нам рисунок. Здесь хочется вспомнить многоцветную, как осенний лес, палитру Т. Мавриной; полный человеческих эмоций мир зверят и птиц Е. Чарушина; выразительную пластику Е. Рачева; добрый и сокровенный юмор Е. Монина...

А кто представляет литературу и какие художники трудятся в «Мурзилке» теперь?

Это, как в былые годы, поэты и писатели

С. Михалков и Я. Аким, И. Токмакова и Р. Сеф. Это поэт и рассказчик В. Коржиков. Прозаики С. Сахарнов, В. Воскобойников, В. Бахревский и Л. Яхнин. Это стихотворцы следующего поколения А. Усачев и В. Степанов, А. Шевченко и М. Яснов. Горячая рассказчица М. Москвина. Сказочники С. Козлов и В. Лунин. А им «ассистируют» такие художники, как Н. Устинова, П. Багин, Л. Токмаков, Г. Макавеева, В. Чижиков...

Эстетическому воспитанию детей журнал уделяет внимание на всех своих страницах. Однако есть рубрика, специально посвященная этой теме.

«Галерея искусств Мурзилки». В каждом номере короткий рассказ искусствоведа Е. Алленовой предваряет избранные иллюстрации, знакомящие читателей с творчеством одного из русских или европейских художников-классиков. «Молодая девушка склонилась над белоснежным полотном. Она плетет кружева. У нее в руках деревянные палочки для наматывания ниток - коклюшки. Девушка отвлеклась на минутку от своей работы, чтобы улыбнуться нам. Во взгляде - лукавство и застенчивость. Посмотрите, как Тропинин показал нам руки кружевницы - мягкие, ласковые...» А следом на развороте - сама тропининская «Кружевница», причем разворот этот всегда центральный, и все четыре серединные страницы относятся к «Галерее искусств», поэтому их можно освободить от скрепок, не повредив другой материал, и собрать в личный художественный альбом или поместить на выставку в библиотеке. Так за один год читатель знакомится с работами 12 художников в лучших и полиграфически качественных образцах. Перед ним предстанут и девушка с бумажными фонарями художника

К.А. Коровина, и русская деревянная игрушка, и синие «Ирисы» Ван Гога...

«Это интересно!». Содержательная страничка хорошо иллюстрированных заметок служит маленьким пособием к урокам биологии. Вот, например, заметка о хамелеончиках, у которых «глаза вращаются в разных направлениях независимо друг от друга», так, что одним глазом хамелеон высматривает добычу, а другим следит за приближением врага. А язык у этой ящерки, оказывается, длиннее тела. А вот рассказ о панде - обитателе бамбуковых лесов. Панда похожа на медвежонка, а скорее это огромный енот, питающийся молодыми побегами бамбука. Ну а слон - это слон. Зато все знают, что на кончике хобота у слона есть вырост, при помощи которого африканский или индийский исполин, как будто бы не способный к «тонкой работе», может поднять с земли даже спичку.

Уже известный нам автор О. Тихомиров ведет рубрику «Путешествия и открытия». Собственно, они давно сопровождают читателя - открытия художественные, эстетические; открытия в окружающием нас живом и растительном мире. Но здесь имеются в виду географические открытия и путешествия как таковые.

В жизни подвиги соседствуют с обыкновенным человеческим общением, простым (или непростым) умением вести себя со знакомыми и незнакомыми людьми. Хорошо, когда человек держится приятно и свободно - так, что не ставит в неловкое положение других и не конфузится сам. Такому умению посвящены «Уроки этикета» Н. Ермильченко. Если тебе навстречу идут приятель и учитель, то кому из них можно сказать: «Привет!», а кому нужно сказать: «Добрый день»? А как вести себя за столом? Все ли знают, как правильно поступить в том или ином случае? Желающие всегда могут справиться у Мурзилки.

Между прочим, при знакомстве с новыми людьми уместно заговорить о чем-нибудь, представляющем интерес. Например, о спорте. Конечно, никакие разговоры, никакая «теория» не заменит лыжный забег. А все-таки интересно, как из «классики» (параллельного движения лыж) возник «коньковый ход» (отталкивание под прямым углом), почему он быстрей «классического хода»? А разве не любопытно показать «азбуку жестов» хоккейного судьи или разучить упражнение индийских йогов «дерево»? Оно улучшает осанку, делает легче походку. Обо всем этом можно узнать из рубрики «Физкульт-ура!». Ее ведет А. Лельевр. Именно отсюда я узнал, например, что слово Пеле (прозвище самого меткого футболиста в истории) в переводе с испанского означает мазила...

Ну что ж, после такой «разминки» можно и математикой позаниматься, порешать головоломки или задачки из тетради гнома Загадалки (их составил И. Сухин). Часть вопросов на «Веселой математике» задается в стихах; при этом замечательно, что среди просто зарифмованных заданий встречаются именно стихи, то есть нечто несущее в себе не только арифметическую загадку, но и поэтический смысл.

Еще нас ждут особые прогулки - «Прогулки со словами». Вначале предложенные мною маршруты «Прогулок» вели к средствам художественной изобразительности - к тому, что необходимо знать и уметь человеку пишущему. Потом мы отправились в «Неугомонный Петербург» в поисках охтенки из одной онегинской строфы и посмотрели на эту строфу глазами разных словарей русского языка. Мы разыскивали в словарях, кто такая охтенка, а попутно ребята знакомились и с самими словарями: орфографическим и орфоэпическим; синонимов и антонимов; фразеологическим и тем, что содержит в себе всю энциклопедию, пока наконец не отыскалась наша любезная охтенка - финская молочница с Охты (окраины Петербурга).

А дальше целых полгода мы путешествовали с читателями по градам и весям, «сопровождая» Владимира Ивановича Даля, как бы собирая вместе «Толковый словарь живого великорусского языка», разбираясь в том, как словарь устроен, чтобы научиться им пользоваться. Этот непростой материал Мурзилка советовал ребятам читать со взрослыми, в кругу семьи.

А в нынешнем году внутри «Прогулок со словами» выделился новый «предмет». Он называется «Зеленая подкова». Теперь мы едем в московском трамвае «А» («Аннушке») по Бульварному кольцу Москвы тем маршрутом, по которому он когда-то ходил, и выясняем имена остановок. Что значит слово Арбат? А откуда взялся Сивцев Вражек? А почему Ворота - Покровские и где они, эти Ворота, ведь их же нет?! Так ребята изучают топонимику Бульварного кольца, а за ней открывается глубокий пласт истории и культуры Москвы. Мы затеяли общероссийскую игру. По нашему примеру читатели напишут Мурзилке о том, что означают имена их городов и деревень; гор, рек, озер, у которых живут. Общими усилиями мы составим небывалую прежде топонимическую карту России - «Имя Родины». Тогда «Зеленая подкова» станет хорошим подспорьем не только на уроках москвоведения в столице, но и на занятиях географией в российских школах.

Важный вопрос: а задает ли Мурзилка задания на дом?

Вообще-то да. И много. Конкурсные задания или ответы на них есть почти во всех номерах. Ребята активно и с большой охотой участвуют в конкурсах. Для того чтобы составить правильный ответ, нередко приходится и в библиотеку пойти, и дома в книжках покопаться, и посоветоваться со взрослыми. Зато терпение и труд вознаграждаются сторицей. Имена победителей печатаются в журнале; почтальоны приносят им подарки от Мурзилки: книги, кукол, а то и кондитерский набор...

Журнальную почту маленькой не назовешь. Это и благодарности, и собственно детское творчество - рукоделие, аппликации, сказки, стихи, рисунки. Они замечательны, они украшают собой многие номера. Однако основу журнала составляют все-таки произведения профессиональных поэтов, писателей, художников - мастеров литературы и искусства, творческой молодежи. А еще Мурзилкину почту умножают письма от родителей, библиотекарей, учителей.

Каждый номер сопровождают «Приложения». Они призваны развить навыки ручной работы. Тут и требующая аккуратности раскраска, и японский кроссворд, который может служить мотивом для вышивки (ведущая Е. Матусевич); тут и яркая, разноцветная игрушка. Ее надо вырезать из крупного, вчетверо сложенного листа мелованной бумаги.

Помню, с каким трудом давались мне уроки труда! Как не слушались пальцы, когда надо было взять иголочку и красным крестиком по вафельным клеткам вышить узор на полотенце. А сколько стружки наворачивал я в столярной мастерской, прежде чем обстругать толстую доску для скворечника, вместо того чтобы сразу выбрать тоненькую... Рубанок щелкал по сучкам, как будто колол орешки. Смолистая стружка, щекоча, завивалась на мои запястья. В такт «столяру» раскачивался деревянный верстак. Все было прекрасно! Жаль только, что результат часто оказывался плачевным... Мурзилкины «Приложения» как раз и помогают этого избежать.

В мире детских журналов «Мурзилка» остается «первым среди равных». Он традиционен и нов. Это издание хорошего тона: мягкого, доверительного, доброго.

Есть возраст у журнала, но сам герой всегда ровесник своим читателям. Прежние вырастают, зато подрастают новые.

С днем рождения, «Мурзилка»!

Алексей СМИРНОВ - писатель, поэт, переводчик, член Союза писателей Москвы, член редколлегии журнала «Мурзилка».

С 1993 года и по настоящее время на страницах журнала «Мурзилка» Алексей Евгеньевич Смирнов ведет образовательную рубрику о русском языке «Прогулки со словами». Кроме того, в журнале в сокращенном варианте опубликовано несколько его книг.

А.Е.Смирнов - автор 11 книг, в том числе для детей: «Сорок слов из простокваши», «Прогулки со словами», «Дар Владимира Даля». Автор цикла из 18 образовательных передач на Радио России, автор статей и выступлений по вопросам образования и детской литературы в «Учительской газете», в журнале «Семья и школа», на радио и телевидении.