Достижения

Эту часть беседы мы в буквальном смысле провели на ногах, переходя от одного из многочисленных стендов комитета профсоюзной организации ЗАО к другому.

- Нормальная, плодотворная работа, - говорит Надежда Николаевна, подходя к первому стенду, - предполагает четкое планирование, получение полноценной информации, контроль за деятельностью первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений (их в округе 410), хорошую обратную связь. В рабочем плане профорганизации на 2008-2009 годы расписано все - совещания, семинары, заседания комитета, комиссий, аттестация и так далее. То есть полная циклограмма деятельности, от которой мы не отступаем. Главное, «первичное» в этой работе - первичные профсоюзные организации. Я убеждена, что должно быть четкое распределение членов окружного профсоюзного комитета за профсоюзными организациями каждого из 12 районов округа. У нас каждый член комитета закреплен как куратор за определенным районом, а при нем с отдельными группами профсоюзных организаций работают координаторы - наши лучшие председатели ППО. Проблемы получения и передачи информации мы решаем с помощью своего профсоюзного сайта, электронной почты. Конечно, особое внимание мы уделяем новым информационным технологиям. Мы настаиваем на том, чтобы основную информацию ППО получали не в распечатках документов, а непосредственно в Интернете - на сайте окружной организации, городского, Центрального комитетов профсоюза, Правительства Москвы, Департамента образования и так далее. Мы отслеживаем ситуацию в первичках, направляем, координируем их деятельность, выявляем лучших, устраняем пробелы в работе.

Вы спросите, каковы критерии оценки деятельности ППО?

Давайте пройдем к стенду, где представлены данные по каждой первичке, так называемые реестры. Около этого стенда всегда много народа: люди смотрят не только свои показатели, но и показатели работы коллег, сравнивают, обсуждают.

- Итак, о критериях, - продолжает Брагинская. - Это прежде всего количество членов профсоюза в образовательном учреждении. Другие критерии - наличие коллективного договора, оздоровление сотрудников, охрана труда, использование информационных технологий, подписка на ведомственные и профсоюзные издания, участие в семинарах, совещаниях, выполнение городских программ и так далее по направлениям работы. За каждую позицию присваивается определенное количество баллов. В 2008 году после подведения итогов 70 профорганизаций были награждены почетными грамотами.

Мы подходим еще к одному стенду - «Адреса опыта». Здесь размещены выступления лучших председателей первичных профорганизаций в прессе. Эти материалы комментирует заместитель Брагинской - Людмила СУХАЧЕВА:

- На страницах окружной газеты мы попросили выступить наших лучших председателей. Вот выступление молодого председателя из центра «Благо» Галины Квасовой. В центре «Благо» особое внимание уделяется молодым педагогам. Мы были у них на профсоюзном собрании, на котором обсуждались помощь молодым мамам, отдых и учеба молодых преподавателей, программа «Молодой семье - доступное жилье» и другие. Должна сказать, что все молодые специалисты возвращаются в школу из декретных отпусков, все закрепляются в этом коллективе. А это школа №711, где председатель ППО - Ольга Гусева. Долгие годы профсоюзная организация школы была в группе аутсайдеров, но пришел новый директор из школы, которая славилась хорошими профсоюзными традициями, и все изменилось к лучшему. Это говорит о том, что тандем руководителя учреждения и профсоюзной организации дает колоссальный эффект. А вот председатель ППО Центра образования №1434 Татьяна Степанкова - настоящая профсоюзная звезда. Я не устаю говорить: если есть искра Божья в человеке, работа идет, если нет - будь человек семи пядей во лбу, - не получается. Кадры в нашем деле действительно решают все. Очень интересно организована профсоюзная работа в детском саду №1682, где уже 20 лет руководит первичной профорганизацией Римма Изотова. Среди дошкольных учреждений в городском конкурсе на лучшего председателя профсоюзной организации второе место заняла Ирина Плотникова из ДОУ №2098. В этом детском саду в центре внимания аттестация рабочих мест, в итоге 39 сотрудников получают доплаты по результатам аттестации. Еще один пример. Детский сад №37, председатель Марина Урусова. Долгие годы в этом саду профсоюзная работа была на невысоком уровне, но пришла Марина Викторовна и начала с самого простого - объявила конкурс на лучшее кулинарное блюдо среди сотрудников. Люди участвовали в конкурсе с энтузиазмом. Это был толчок, начало сплочения коллектива. В ДОУ есть коллективный договор, хорошо организован летний отдых детей. Урсова прошла обучение, постоянно осваивает новое. Люди поверили в профсоюз. Нельзя не сказать о Татьяне Внучковой из школы №384 «Здоровье». Главное направление в профсоюзной работе - оздоровление сотрудников (оздоровительные группы, походы, профилактика). Все мероприятия проводятся в тандеме «администрация - профсоюз». Кстати сказать, наши окружные программы по оздоровлению связаны и с программой Городского комитета профсоюза добровольного медицинского страхования. Мы установили тесный контакт с окружным комитетом профсоюза здравоохранения, в который обращаемся, если появляются проблемы с диспансеризацией сотрудников учреждений образования. Они нам помогают. Программа по охране труда реализуется совместно с дирекцией, где создан отдел по охране труда. Баллы первичным профорганизациям по этому направлению выставляются по итогам проверок отдела. В рамках нашего соглашения с Управлением образования округа мы очень внимательно отслеживаем выполнение трудового законодательства. Это касается и оплаты труда, режима рабочего времени и отдыха, увольнений и так далее. Критерии оценки работы включают в себя и учебу председателей, профсоюзного актива. Два года назад совместно с Учебно-исследовательским центром Московской федерации профсоюзов мы проводили семинар для наших координаторов. От учебы мы получили двойной эффект: координаторы и сами получили знания, и консультируют своих подопечных. Каждый год мы проводим какой-либо тематический семинар, в 2008 году - ежемесячный семинар для молодых, вновь избранных председателей.

- А материалы этого стенда, - продолжает «экскурсию» Надежда Брагинская, - посвящены коллективным договорам. Мы стремимся к тому, чтобы все учреждения имели коллективные договоры, сейчас они есть более чем в половине учреждений. Колдоговоры зарегистрированы в Комитете общественных связей. Там же зарегистрировано и соглашение окружной профсоюзной организации и Управления образования Западного округа. На других стендах комитета представлены все документы и программы, с которыми работает ТПО. В том числе и программа профсоюзного кредитования. Очень многие работники пользуются кредитами на отдых, которые софинансируются профсоюзной орагнизацией ЗАО. А вот фотостенд, посвященный семинару на профсоюзных курсах в «Правде». Очень большим спросом пользуется наш Дневник председателя, который является настольной книгой в каждой ППО. Сейчас мы думаем, какие еще позиции внести в него.

Проблемы

В обучении

- Я хотела бы заметить, - подчеркнула Надежда Брагинская, - что правовая подготовка наших педагогов находится на очень низком уровне. Когда дело конкретно доходит до их заработной платы, рабочего времени, увольнения и так далее - налицо правовая безграмотность. И это, я считаю, большой пробел системы обучения в педагогических вузах. Что касается профсоюзной учебы, то мы уже второй год учим свой актив сами, на базе округа, потому что не удовлетворены программой обучения Учебно-исследовательского центра МФП. Лекции и занятия в УИЦ по тому же трудовому законодательству рассчитаны на группы людей разных профессий, поэтому носят слишком общий характер, не имеют конкретного отношения к образованию. Общее развитие - хорошо, но явно недостаточно. Великолепны занятия по психологии. Жаль, что психологи не едут к нам, сюда, потому что им нужно особое оборудование. К профсоюзным курсам на станции «Правда» серьезных претензий нет, но их техническое оснащение оставляет желать лучшего. Однако отдача от занятий зависит в основном от нас, организаторов. Главное, курсы на «Правде» дают возможность тесного общения наших председателей, профсоюзных активистов. Это очень важно, потому что сплачивает, сближает людей.

О педагоге

- Мы обратили внимание, что на многочисленных отраслевых встречах, совещаниях (да на том же августовском) речь идет о чем угодно - проектах, программах, инновациях, но не о педагоге как человеке, который требует защиты, внимания, не о том, как он живет, отдыхает, в чем нуждается. Зато в соглашении между Департаментом образования и МГО профсоюза эта забота отчетливо видна. Посмотрите на пункты соглашения. Здесь и режим работы, охрана труда, система оздоровления, дополнительные отпуска. Именно эти позиции мы взяли на вооружение при подготовке нашего окружного соглашения. Именно эти позиции мы настоятельно рекомендуем включать в коллективные договоры. Например, дополнительную оплату для председателя ППО, дополнительные дни к отпуску медсестрам. В помощь председателям ППО мы подготовили соответствующие рекомендации, проект колдоговора.

О жилье

- В свое время при участии окружкома было построено два «педагогических» дома, большое количество наших очередников получили жилье. Сегодня же, когда Москва дает жилье очередникам 1991 года, у нас на очереди всего один нуждающийся по этому году. Поэтому мы стараемся альтернативными путями добиться выделения квартир очередникам более поздних лет. Идем в префектуру, муниципалитеты, добиваемся жилья за выездом. У нас есть уникальная система компьютерного учета очередников. В компьютерную программу мы намерены перевести и наши реестры, чтобы оперативно проводить анализ, выявить динамику развития каждого учреждения.

О новой системе оплаты труда

- Вот документ, - показывает Надежда Николаевна, - постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. №1008-ПП «О первоочередных мерах по реализации новых принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, входящим в комплекс социальной сферы города Москвы». Этот документ прежде всего нацелен на то, чтобы сократить управленческий аппарат (в некоторых учреждениях он явно превышает разумные пределы). Здесь написано: «Осуществить комплекс подготовительных работ и мероприятий по введению отраслевых систем оплаты труда». Я уверена, что Правительство Москвы сюда не закладывает какое-либо ухудшение материального положения работников народного образования. Поэтому не следует пугаться этого документа, поскольку он предусматривает усиление материальной заинтересованности в постоянном росте собственной квалификации и так далее. Этим документом Департаменту образования предлагается разработать примерное штатное расписание, нормативы численности и нормы обслуживания. От того, как они сработают, зависит и наше материальное положение. И я убеждена, что профсоюзу надо быть обязательно включенным в этот процесс, влиться в соответствующие организационные структуры. В ту же комиссию по переводу на отраслевые системы оплаты труда.

Уже накоплен опыт перехода на новую систему у федеральных бюджетных учреждений, и, как мы видим, в этом вопросе не все благополучно. Поэтому хотелось бы, чтобы департамент и горком профсоюза сделали процедуру перехода гласной. Критерии распределения стимулирующей части заработной платы необходимо широко обсудить в трудовых коллективах, и результаты этого обсуждения должны быть учтены в Положении об оплате труда, в коллективном договоре.

Обратите внимание на седьмой пункт постановления: «При проведении подготовительной работы принять во внимание Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей в части, относящейся к оплате труда работников». Это еще раз подчеркивает, что процесс перехода на новую систему оплаты труда должен быть гласным, с широким участием профсоюзов.