Открывая заседание, Татьяна Потяева напомнила участникам заседания о том, что речь здесь идет в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья. Однако включенными в общий образовательный процесс должны быть и другие категории: дети-сироты, дети мигрантов; дети, живущие в сложных социальных условиях.

В своем выступлении председатель комиссии МГД по науке и образованию Евгений Бунимович отметил, что сегодня к совместному обучению разных по физическому и психическому состоянию детей должны быть готовы и сами дети, и учителя, и родители, и общество в целом.

Речь на заседании шла о возможностях внедрения инклюзивного образования на всех стадиях обучения: дошкольной, школьной и вузовской. По словам заместителя начальника Управления общего и дошкольного образования столичного Департамента образования Марии Цапенко, сегодня уже можно говорить о некоторых достижениях в этой сфере. В Москве действуют 48 служб ранней помощи: работающие там специалисты оказывают психолого-педагогическую помощь маленьким детям, имеющим отклонения в развитии, и их родителям. В городе работают 73 лекотеки, благодаря которым дети с синдромом Дауна, аутисты постигают азы общения со здоровыми сверстниками. В 128 семейных детских садах воспитываются и обучаются дети, не посещающие по каким-либо причинам обычные детсады. Сегодня 36 процентов от общего числа московских детей-инвалидов раннего возраста так или иначе включены в систему дополнительного образования. Директор столичного Центра информационных технологий и учебного оборудования Елена Булин-Соколова и руководитель Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов рассказали о попытках реализации инклюзивного образования в школе. В настоящее время по мере сил идет адаптация школьной среды к потребностям детей с ограничениями здоровья. Эта работа будет активно продолжаться в предстоящем году, провозглашенном в Москве Годом равных возможностей.

В некоторых учебных заведениях - например, в школе №169 - уже существуют спецклассы инклюзивного образования: постепенно «обычные» ребята привыкают к тому, что рядом с ними обучаются «другие», начинают легко общаться с ними и дружить. Такие центры ведут серьезную работу по дистанционному обучению детей, не имеющих возможности посещать школу. Однако о целостной системе инклюзивного образования в школах говорить пока не приходится: в первую очередь нужно создать нормативно-правовую базу для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (по словам Татьяны Потяевой, проект соответствующего городского закона уже готов и в первом квартале следующего года будет внесен в Мосгордуму). Необходимы очень серьезные финансовые вложения: ведь, к примеру, при приобретении специального оборудования, так же как и при адаптации зданий, нужно учитывать потребности разных категорий инвалидов - и спинальников, и незрячих, и глухих детей.

Серьезнейшая проблема - кадры: для работы с детьми-инвалидами нужны специальные педагоги, психологи-реабилитаторы, которых в Москве не готовят или готовят в недостаточном количестве. Приблизительно те же проблемы, по словам ректора Московского городского психолого-педагогического института Виталия Рубцова, существуют и в высшем образовании.

Закрывая заседание, Татьяна Потяева заверила его участников, что депутаты МГД постараются сделать все от них зависящее для скорейшей реализации прозвучавших предложений.