Продолжение. Начало в «УГ- Москва» №2

Только в московском регионе действуют религиозная организация «Саентологическая Церковь Москвы», общественные организации «Гуманитарный центр Хаббарда», «Московский центр дианетики», «Центр прикладной философии», «Гражданская комиссия по правам человека» (CCHR), «Всемирный институт саентологических предприятий» (WISE), «Хаббард-колледж по управлению», организация «I HELP», «Продвинутая организация и Сент-Хилл Европы» (AOSH EU). Но основная структура, которая занимается внедрением саентологических методик в систему школьного образования, - это «Ассоциация по улучшению жизни и образования» (ABLE), состоящая из четырех организаций: «Нарконон», «Криминон», «Прикладное образование» и «Дорога к счастью». «Дорога к счастью» прокладывает дорогу в школы и вузы для одноименной книги Л.Р.Хаббарда «Дорога к счастью». «Прикладное образование» занимается распространением обучающих технологий Хаббарда в школах в качестве обязательных уроков или факультативных занятий. Причем саентологи предпринимали попытки внедрить такие программы в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Обнинска, Тулы, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Ульяновска, Томска и других городов, активно распространяя среди учащихся различную саентологическую литературу. Конечно, постоянно идут споры, вредно это для подрастающего поколения или нет. На этот вопрос уже ответили правоохранительные органы. В рамках уголовного дела, возбужденного 3 апреля 1998 года прокуратурой Москвы в отношении руководителей «Саентологической Церкви Москвы» и «Гуманитарного центра Хаббарда» по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 171 («Незаконное предпринимательство») и 239 («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан») УК РФ, была проведена судебно-психологическая экспертиза «направленности текстов, изучаемых и распространяемых последователями «Центров дианетики» и Церкви саентологии». Специалисты лаборатории судебно-психологических исследований Калужского государственного педагогического университета имени К.Э.Циолковского и Нижегородского университета, изучив основные распространяемые саентологами тексты Л.Р.Хаббарда, пришли к такому выводу: «В проанализированных материалах содержится информация, побуждающая к насилию над гражданами, к совершению иных противоправных деяний... при этом используются специальные языковые формы для целенаправленной передачи отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против общественной безопасности и общественного порядка, основ конституционного строя РФ и других общественных ценностей (семьи, личности, здоровья, нравственности)». Кроме того, эти же специалисты провели судебно-психологическую экспертизу групповых феноменов «Центров дианетики» и Церкви саентологии. Изучив материалы для внутреннего пользования в организации саентологов (инструктивные письма Хаббарда, описание применяемых саентологами оздоровительных методик, учебную саентологическую литературу и так далее), специалисты пришли к такому выводу: «Методы и психологические инструменты, используемые «Церковью саентологии», не имеют достаточно полного научного обоснования, хотя и основаны на использовании некоторых общеизвестных психологических механизмов». Самое главное, что специалисты обнаружили в деятельности саентологов, - признаки психологического давления на личность, которое может причинить психический вред адептам культа. Продолжает свою деятельность на территории России и саентологическая структура «Нарконон», занимающаяся разработкой и внедрением антинаркотических программ, причем российское отделение организации было создано при поддержке общественной организации «Фонд спасения детей и подростков от наркотиков». Нынче деятельность «Нарконона» в системе здравоохранения запрещена приказом министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ №254 от 19.06.1996 г. «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации», где прямо сказано: «Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения». И вот что интересно, специалисты, проводившие экспертизу, своих выводов о деятельности саентологов не скрывали от общественности и государства, с тех пор прошло 10 лет, но нельзя сказать, что для этой организации наглухо закрыты двери образовательных учреждений. Где-то эти двери им удается все же открывать. Минздрав уже двенадцать лет как запретил «Нарконон», но, несмотря на запрет, представители «Нарконона» продолжают активно рекламировать свою деятельность и предпринимают попытки открытия своих клиник в различных регионах России. Кроме того, при участии саентологов создан «Общероссийский союз общественных объединений «Россия без наркотиков», в задачи которого входит подготовка и проведение крупномасштабной антинаркотической саентологической кампании. Уже в 2000 году первый заместитель министра здравоохранения РФ А.Вялков направил всем руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ инструктивное письмо «Об объединении «Россия без наркотиков» (№2510/13502-32 от 13.12.2000 г.), в котором сообщалось: эта организация использует в своей работе саентологические программы. Но опять-таки время от времени ей удается активизировать свою работу то в одном, то в другом регионе. Почему? Прежде всего потому, что очень мало действенных программ профилактики употребления наркотических средств. На борьбе с наркоманией очень многие организации, прежде всего коммерческие, делают немалые деньги, давая семьям чаще всего бесполезные надежды на излечение детей. Чтобы помочь детям, семьи готовы на все, вот тут и вклиниваются саентологи со своими идеологическими программами. Например, с организацией «Нарконон» тесно связана еще одна саентологическая структура - «Гуманитарная служба детоксикации», применяющая в своей практике так называемые лечебно-оздоровительные «программы очищения» организма человека от шлаков и токсинов, разработанные лично Л.Р.Хаббардом, не имеющим, как известно, никакого медицинского образования. Организация «Криминон» занимается разработкой и внедрением программы социальной реабилитации бывших заключенных, в том числе и несовершеннолетних, с использованием саентологических методик. На настоящий момент, по информации самих саентологов, программу «Криминон» прошли уже более 4000 бывших заключенных. Возникает вопрос: а как, каким образом эти организации получают допуск к работе с заключенными, где им дают информацию о них, и какую информацию они передают этим людям? На этот вопрос пока, как видно, ответа нет.

Организация сторонников учения Хаббарда, увы, не единственная, кто штурмует учебные заведения. На территории московского же региона продолжает свою деятельность характеризуемая специалистами - религиоведами и психологами как деструктивная религиозная организация «Церковь Христа», имеющая еще и другие названия - «Московская Церковь Христа», «Бостонское движение» и ориентированная на вовлечение в свои ряды преимущественно студентов и школьников. Чаще всего вербовка новых адептов секты проводится в школах и вузах под предлогом изучения иностранных языков и проведения факультативных занятий по философии и религии. Молодежь, не терпящую догм и морализаторства, сильно привлекает то, что свои служения эта организация проводит под современную музыку, они сопровождаются танцами и песнями. Схема вовлечения детей в зависимость от «религиозных наставников» такова: сначала веселый досуг, затем - серьезные беседы, в ходе которых у неофитов формируются устойчивые интересы, ориентированные на «Церковь Христа». Что интересно, сегодня «Московская Церковь Христа» официально входит в состав централизованного религиозного объединения «Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников)» (РОСХВЕ), руководство которого активно позиционирует свою организацию в СМИ как объединение традиционных протестантов и старательно ведет масштабную пиар-кампанию по созданию ее положительного имиджа. Пиар-кампании не мешает то, что, по оценкам российских и зарубежных экспертов - религиоведов и психологов, харизматические организации не имеют никакого отношения к традиционному пятидесятническому протестантизму, а религиозная доктрина и особенности построения организаций - членов РОСХВЕ имеют признаки деструктивного религиозного культа (секты). Но почему-то представителям этой организации удается совершенно спокойно проводить активную агитационную работу в вузах, распространять листовки на улицах, привлекать в свои так называемые школы или на курсы при крупных неопротестантских структурах, входящих в РОСХВЕ, тех студентов и школьников, которые имеют лидерские качества, и готовить их в служители культа, во всяком случае, спокойно работают «Библейский колледж «Новая жизнь» и «Центр обучения библейской истине и церковному служению».

Не секрет, что все религиозные организации, которые есть на территории России и которые стремятся проникнуть в систему образования, упорно создают свой благоприятный имидж с помощью СМИ. Каждая вновь создаваемая структура обязана включать в свой состав «офис по связям с общественностью», в задачи которого входит создание положительного имиджа организации и оперативное реагирование на появление негативной информации о ней. Адепты, ответственные за данный участок работы, обязаны периодически отчитываться перед управляющим центром о проделанной работе. Например, в соответствии с инструкцией для внутреннего пользования сотрудники «офиса по связям с общественностью» саентологических структур («Международной церкви саентологии») обязаны ежемесячно давать письменный отчет в головную организацию о том, какие печатные издания опубликовали положительные статьи в печати о деятельности саентологов, на какой радиостанции, на каком телеканале была дана положительная информация о деятельности саентологов; какие большие награды и призы, в том числе официальные награды, благодарности от официальных лиц, организаций, лидеров общественного мнения были получены саентологами и как это освещали СМИ; какие были проведены праздники, лекции, пресс-конференции, выступления, концерты, спортивные мероприятия под эгидой саентологии; сколько книг, брошюр, проспектов, журналов было разослано в организации и частным лицам для создания благоприятного имиджа саентологии; какую поддержку санетологии оказали своими выступлениями лидеры общественного мнения в регионах, какие плакаты, какая реклама размещена и где. Кстати, для рекламы, а также для поддержания духа групповой сплоченности организации периодически проводят массовые мероприятия (конгрессы, конференции, на которые приглашают своих адептов из разных регионов России, а также санкционированные пикеты, митинги и шествия), издают и распространяют культовую и пропагандистскую литературу, а также предпринимают попытки приобретения существующих и регистрации собственных СМИ, что в наше время сделать совсем не сложно. Как говорится, были бы деньги.

Вообще легкость, с которой различные религиозные организации разворачивают свою деятельность в России, просто не может не потрясать. Помню, как в 90-е годы в Москве появился некий проповедник из США Билл Готард. В образовательную систему столицы он вошел с легкой руки Галины Венедиктовой, которая до того была известна как директор интерната №24 и опекун знаменитого «Ласкового мая». Работая в одном из районов Москвы, Галина Федоровна каким-то образом познакомилась с Биллом Готардом и его «Институтом основных жизненных принципов». Когда Венедиктова перешла на работу в Департамент образования, ей удалось с помощью каких-то аргументов убедить тогдашнего руководителя департамента Любовь Кезину в том, что ничего плохого в таких контактах нет, тем более что поначалу Готард ничего не просил, а наоборот, оказывал помощь детям-сиротам и педагогам-пенсионерам. Время девяностых было сложным, и такого рода помощь принималась с благодарностью. А Готард выступал истинным благодетелем: давал шикарные благотворительные обеды для педагогов-пенсионеров, оказывал ту или иную благотворительную помощь детям-сиротам. Единственное, что вызывало удивление: Готард непременно хотел провести какое-то масштабное мероприятие в Кремле с участием Президента РФ. Для чего это ему было нужно, стало понятно позже, когда «Институт основных жизненных принципов» плотно вошел в образовательное пространство столицы.

Продолжение следует