Очевидно, что со многими трудностями при наборе учащихся сталкиваются в основном престижные школы, ибо, как заметил Александр СОПИН, директор гимназии №3 из Иркутска, желающих гораздо больше, чем школа может принять. А общий интеллектуальный фон набираемых детей оставляет желать лучшего. Существует (хотя и оспаривается в последнее время) привязка образовательных учреждений города к микрорайону. «Получается, мы обязаны брать всех, кто проживает в нашем микрорайоне. А потом от нас требуют, чтобы мы поддерживали высокий уровень гимназического образования. Парадокс, не правда ли? Так, может быть, все школы назовем гимназиями и будем учить детей на продвинутом уровне?» - в свою очередь спрашивает Александр Александрович. Он в принципе за конкурсный отбор. Говорит, что уверенность в этом решении продиктована практическим опытом. Сейчас в гимназии принято собеседование с детьми и их родителями, но запись гарантирована всем. Это больше походит на семейное знакомство, чем на экзамен. Важно, не ЧТО, а КАК отвечает будущий ученик.

Совершенно другого мнения Александр ЛИТВИНОВ, директор средней школы №10 города Лабинска Краснодарского края. Вот что он нам сказал:

- Глубоко сомневаюсь в том, что для приема в первый класс в различных престижных учебных заведениях нужен отбор. Настоящих гимназий и лицеев не так уж и много. Настоящие, я считаю, это те, где всем уютно - и гиперактивным, и гиподинамичным детям. А их, как правило, и не принимают в эти учебные заведения. «Приемные экзамены» в первый класс, по сути, порочны, если не преступны. Ведь что такое первая встреча ребенка со школой? Первая попытка сотрудничества учителя и ученика, смысл которого в той радости, которую он дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. А эта первая встреча со школой подчас заканчивается для него плачевно: не приняли... Вспомните идею «завтрашней радости» А.С.Макаренко и «Школу радости»

В.А.Сухомлинского. Давайте создадим ситуацию успеха для каждого ребенка!

Но как же создать эту ситуацию в реальных условиях? Ведь не все так просто. С одной стороны, требуется «равенство возможностей» для всех детей, с другой - высокое качество образования в гимназиях, школах с углубленным изучением тех или иных предметов, и так далее. В разных учебных заведениях и городах ищут и находят свой выход.

Рассказывает Анна ДАНИЛОВА, директор гимназии №6 из Новороссийска:

- Наше учебное заведение - гимназия с углубленным изучением иностранных языков: английского, немецкого и французского.

Набор в первый класс происходит фактически в течение всего предыдущего учебного года: будущие первоклассники занимаются в группах подготовки к школе. Там специалисты, прошедшие специальную подготовку, - логопед, психолог, учителя начальных классов - раз в неделю ведут с ребятами занятия, готовя их к условиям школы, формируя начальные навыки учебной деятельности. Родители же определяются, стоит ли ребенку учиться в языковой школе.

Самое простое и универсальное решение этой проблемы у директора гимназии №56 Санкт-Петербурга Майи ПИЛЬДЕС. В каждом регионе органы управления образованием знают, в какие школы родители хотят привести своих детей, а какие стараются обойти стороной. В общем-то, эти органы управления для того и созданы, чтобы оптимизировать сеть образовательных учреждений, распределять потоки учащихся. Одни школы, как нерентабельные предприятия, следует закрывать и присоединять к тем, которые являются современными в полном смысле этого слова, другие, где есть хотя бы какие-то ростки развития, перестраивать. В любом случае надо делать школу такой, чтобы туда захотелось отдавать детей!