Взрывной рост знаний и связанная с ним быстрая смена технологий требуют, чтобы образование ориентировалось на еще не достигнутый нынче уровень развития науки и техники. Так как передать детям знания о еще не открытых явлениях природы или научить конструировать и использовать еще не существующую технику невозможно, то остается единственный путь - сформировать у них поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к познанию и исследованию, развить способность видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучить общим закономерностям будущей деятельности, вооружить методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создать широкий кругозор.

Преподаванию никогда не угнаться ни за наукой, ни за изменениями жизни, если оно пойдет по пути механического нанизывания на пирамиду старых программ все новых и новых фактов и открытий. Необходим иной принцип, и он сводится к тому, чтобы заново осмыслить критерии отбора содержания образования и перейти к новым активным методам обучения, к построению системы непрерывного образования, «образования длиною в жизнь» в формулировке ЮНЕСКО. Это достигается за счет интеграции образовательного процесса, создания генеративной среды, высокого профессионального уровня педагогов, сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Именно в этот период развития ребенка очень важно сформулировать поисковый исследовательский тип мышления, давать ребенку правильное представление о первых понятиях, активно формировать и развивать психические процессы. Решение этой непростой задачи невозможно без активной поддержки семьи, без ее понимания ценности этого направления развития ребенка.

Цель инновационной модели интеллектуально-игровой поддержки семьи - такая переориентация роли дошкольного учреждения, педагога и семьи, при которой они были бы сконцентрированы на процессе развития ребенка и создании педагогических технологий нового поколения - технологий «выращивания интеллекта». Эта цель конкретизируется в таких задачах, как разработка методик и технологий формирования личности ребенка, способной к осознанному саморазвитию, интеграция содержания образования на основе метапонятий, разработка и применение в процессе развития ребенка в ОУ языка когнитивной графики, основанного на интеграции, формирование у ребенка исследовательской деятельности и обеспечение индивидуальной траектории его развития, разработка структуры и содержания специальной генеративной развивающей среды, создающей условия для реализации основных направлений проекта. Все это приведет к принципиальному изменению роли взрослых в процессе развития ребенка, главной тут становится не столько функция передачи знаний и воспитания, сколько раскрытие возможностей ребенка. Пути достижения всех этих целей и задач я вижу в разработке, освоении и широком использовании в педагогической практике нового подхода к отбору содержания образования, методик и технологий его освоения детьми, педагогами и родителями на основе трудов научного руководителя проекта Э.Финкельштейна, в которых «содержание образования» определяется как типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить очень большой объем информации, относящейся к разным областям человеческого знания. Но в традиционной схеме обучения эти знания и виды деятельности разрознены и изолированы. Ребенку приходится каждый раз начинать сначала, что повышает нагрузку на детей и затрудняет процесс их развития. Поэтому в процессе обучения возникает проблема разработки такого языка, на котором ребенок мог бы разговаривать в любой из этих предметных областей.

Такой язык удалось найти, обратившись к метапонятиям. Таких метапонятий всего пять: это «объекты», или «вещи»; «свойства» этих объектов; «действия», меняющие эти свойства; «отношения», которые устанавливаются между объектами и свойствами; и наконец «множества», когда речь идет о нескольких объектах. Они образуют своего рода минимальный словарь, но слова, его составляющие, универсальны для всех наук. Усвоить их ребенок может только в ходе эксперимента, в том числе и языкового. Но если ему удается понять разницу между вещами и свойствами, действиями и отношениями, то это дает ему в руки мощнейший инструмент для исследования мира, для понимания того, как и зачем мы разделяем наш единый мир на различные предметные области. Более того, ребенок должен иметь возможность самостоятельно провести такое деление, причем по разным основаниям - по объектам, по свойствам, по действиям, по отношениям. И в этом ему поможет язык когнитивной графики - набор «значков-картинок», основанный на современной теории категоризации и символизирующий различные категории понятий, язык вещей, свойств, действий, отношений и множеств.

Метапонятия и язык когнитивной графики позволяют на определенном этапе развития ребенка начать формирование исследовательского и проектного мышления. При этом мы исходим из того, что ребенок открывает структуру своего окружения в ходе длительных экспериментов. Оперирования им, наблюдения, выдвижения гипотез и их проверки. Используемые при этом процедуры в главных своих чертах не отличаются от обычных процедур, используемых в научных исследованиях, в основе которых лежит та или иная классификация объектов, процессов, свойств. При этом ребенок сориентирован на процесс получения знаний, а не на знания как таковые. Инструментом исследования мира для ребенка остаются все те же метапонятия.

Важная особенность нового содержания, подлежащего освоению ребенком, - его многоуровневость и структурная вариативность. Когда ребенок становится в позицию исследователя, то возникают:

- вариативность выбора формы и ступенчатости маршрута получения образования;

- возможность выбора индивидуального темпа обучения;

- вариативность выбора уровней трудности и сложности учебного материала;

- вариативность технологий получения знания.

Многоуровневость и вариативность содержания, по существу, единственный способ решения проблемы индивидуализации образования, совмещения условий массового обучения и великого разнообразия особенностей ребенка (интересы и склонности, темпы усвоения и объем воспринимаемой информации, особенности эмоциональной сферы и установочные ориентации). Важно, что при наличии выбора функция семьи в образовательном процессе приобретает новую грань: право выбора всегда предполагает повышение ответственности за него.

Организация многоуровневого образования радикально меняет роль взрослого: из «передаточного звена» он превращается в двигатель образовательного процесса, что требует более глубокой самооценки собственного профессионального уровня, подвигает к поиску, сотрудничеству и сотворчеству с ребенком.

Деятельностный подход переносит центр тяжести в обучении на усвоение фундаментальных способов познания, активизирует познавательную деятельность ребенка, позволяет полнее учесть его психологические и возрастные особенности.

Для реализации всех этих положений необходимы особые условия, что ставит перед ДОУ задачу разработки специальной генеративной развивающей среды, то есть широкой и развивающей среды, включающей в себя объекты, помогающие играть, думать, действовать, а также новые педагогические технологии «выращивания интеллекта». Живя в этой среде, то есть занимаясь разнообразной деятельностью, ребенок продуктивно реализует задачи собственного развития. Взрослый (педагог, родитель) облегчает, поддерживает и направляет развитие ребенка с учетом его изменяющихся потребностей, организует его деятельность таким образом, чтобы складывающаяся у ребенка картина мира в самых существенных чертах соответствовала современной научной картине мира. Отличие таких развивающихся технологий от традиционных развивающих программ заключается в том, что в любой такой программе ребенок продолжает оставаться объектом образовательного процесса, а в нашем случае - субъектом этого процесса. Взрослый и ребенок в нашем случае равноправные участники образовательного процесса.

Процесс обучения в такой развивающей среде можно представить себе, как движение по сети дорожек, а саму среду - как «паутину» радиальных и кольцевых дорожек, по которым довольно свободно двигаются дети.

Центр сети - понятийное ядро, которое включает в себя такие блоки, как «Вещи и свойства», «Свойства и действия», «Отношения», «Множества», из которых исходит вся сеть движения.

Кольцевые дорожки включают в себя такие блоки, как «Моторика», «Внимание», «Воображение», «Речь», «Логическое мышление» и так далее, которые символизируют движение в логике развития ребенка. В каждом из таких блоков используется предметный материал из разных областей. При этом любое даваемое ребенку задание оценивается прежде всего с точки зрения влияния на развитие той или иной способности.

Каждая кольцевая дорожка пересекает все радиальные дорожки. Радиальные дорожки символизируют предметные области или их отдельные темы: «Математические представления», «Естественно-научные представления», «Представления о знаковых системах», «Искусство», «Социальные представления» и так далее, которые впоследствии дифференцируются, расщепляясь на отдельные систематические дисциплины: «Математические представления» - на «Алгебру» и «Геометрию», «Естественно-научные представления» - на «Физику», «Химию», «Биологию», «Географию».

Выбор направления и темпов движения по этой сети определяется совместно ребенком и взрослым. Чем гуще сеть, тем больше выбор типов деятельности предметных областей, модальностей восприятия, материалов. Мы предположили, что для организации инновационной модели интеллектуально-игровой поддержки семьи необходимо решить такие задачи:

- создание условий для активного, осознанного, исследовательского отношения к миру, что обеспечивает реальные основания для перехода к личностно ориентированной модели образования;

- разработка основных компонентов генеративной развивающей среды;

- создание системы подготовки и мотивации педагогических кадров для работы в инновационном режиме;

- организация работы с семьей для интеграции усилий по поддержке эффективного развития ребенка;

- создание условий для трансляции наработанного опыта представителям профессионального педагогического сообщества и системы дошкольного образования Москвы;

- создание детской экспериментальной лаборатории.

Реализация целей и задач инновационной модели интеллектуально-игровой поддержки семьи будет осуществляться поэтапно. Результатами совместной деятельности взрослых и детей будут следующие продукты:

- определение и описание структуры инновационной модели;

- разработка и внедрение методических рекомендаций для родителей и педагогов;

- разработка, тиражирование и внедрение дидактического материала и развивающих пособий детско-родительского клуба «Мыслеград» в специально организованную развивающую среду;

- открытие и организация работы форума «Диалог+» для интеллектуально-игровой поддержки семьи;

- трансляция наработанного опыта как родительскому сообществу, так и представителям профессионального педагогического сообщества.

Такая инновационная модель становится средством изменения самой системы с новым содержанием. В процессе его разработки и творческого применения меняется сам взрослый (педагог и родитель), его отношение и понимание развития личности ребенка.

Оценивать достигнутые результаты предполагается путем организации и проведения внутреннего и внешнего мониторинга. Это:

- разработка качественных критериев внутреннего мониторинга развития ребенка;

- разработка тематики проведения родительского клуба и лектория (очного и заочного) «Диалог+» по проблеме «Роль семьи и дошкольного учреждения в создании и реализации индивидуальной траектории развития ребенка на каждом возрастном этапе»;

- использование интернет-сайта ДОУ для пропаганды идей инновационной модели интеллектуально-игровой поддержки семьи среди родителей и населения;

- открытие на сайте интернет-форума «Диалог+» для родителей по проблемам развития детей дошкольного возраста;

- разработка и наполнение портфолио педагогов и родителей;

- экспериментальная отработка внешних критериев оценки работы ДОУ по внедрению инновационной модели интеллектуально-игровой поддержки семьи.

Таким образом, развитие интеллекта как общей способности, позволяющей человеку продуктивно мыслить и действовать в различных условиях, - одна из основных задач, стоящих перед системой современного дошкольного образования. Разработка нашей инновационной модели имеет принципиальное значение для дальнейшего развития системы дошкольного образования округов, Москвы и России. Внедрение удавшегося опыта возможно методами сетевого взаимодействия образовательных учреждений и трансляции опыта для родителей в различных формах и технологиях.