Мне важно научить учеников предмету, который я преподаю, немного дать ориентир в сегодняшнем времени на каких-то центристских позициях, рассказать о том, что было и как я себе вижу будущее, спокойно, безо всякого надрыва. Очень многое от личности зависит: от директора, учителя, заместителя по воспитательной части. Я веду дискуссионный клуб, но не знаю, сохранится ли он, если я, допустим, уйду из лицея.

Многие события окружающей жизни живо обсуждаются учениками, да и учителю порой, когда что-то происходит яркое в стране или в мире, невозможно не начать урок с этого. Если ты не начнешь, то ребята тебя обязательно к этому подведут. Поэтому, безусловно, ближе к старшим классам нужна работа с ребятами, позволяющая ювелирно, ненавязчиво, точно информировать их о происходящем в окружающем мире, причем так, чтобы их мнение по этому поводу обязательно учитывалось.

Мне кажется, что сегодня в целом ни педагоги, ни родители, все-таки толком не знают, куда вести детишек, что внушать, к чему призывать. Взрослый человек подчас не в состоянии разобраться в том, что происходит в стране и в мире. Подрастеряны сегодня взрослые, и уж тем более подрастеряны дети. Надо все-таки определяться в целом, чего мы хотим.

Не уверен, что нынче у каждого взрослого человека есть убеждения. Я думаю, что не убеждения у человека сегодня появляются даже в 11-м классе, а, наверное, первичные представления, которые потихоньку формируются в будущие убеждения. Мне кажется, первичный интерес к общественно-политической жизни проявляется в классе 8-м и 9-м, потом он набирает широту и остроту где-то к старшим классам, к выпуску, а потом формируется в дальнейшем. Мне в последнее время нравится практика, когда мы обсуждаем с ребятами какие-то дискуссионные вопросы, когда я даю задание на дом - поговорить с мамами, папами, бабушками, дедушками, например о том, что они думают о перестройке, о роли комсомола в советское время. Они, кстати, замечательно поговорили, причем я не ожидал, что ребята будут говорить об этом с таким вниманием. Теперь у них есть одна точка зрения, другая точка зрения, моя точка зрения, учебник. Но главное, что они поговорили с людьми, которые в эту эпоху жили.

Нельзя не сказать о роли СМИ. Я уважаю те издания, которые по-своему излагают свои мысли, но думаю, что сегодня в первую очередь для моих учеников важны электронные средства информации, например Интернет, а газеты и журналы они читать не хотят. Я думаю, что им не нужны в чистом виде политические издания, убежден, что партии не должны лезть в школы со своими программами. Сегодня, как я считаю, подростки просто перегружены информацией. Может быть, чтобы молодежь читала газеты и журналы, нужно завлекать ее тем, что ей сегодня ближе, а интересующее разбавлять тем, что нужно донести до молодого поколения. Если кто-то техникой интересуются, то я убежден, что он читает журналы, где есть новинки Интернета, новинки мобильных телефонов, информация об открытиях и разных изобретениях. Ведь были в советское время такие хорошие издания, как «Техника молодежи», «Вокруг света», которые пользовались успехом у молодых читателей.